Информация о реализации программы

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Егоркинская  средняя общеобразовательная  школа»

Шумерлинского района  ЧР

 

 

Информация о реализации программы

 летнего  оздоровительного  лагеря   дневного пребывания   детей

 

 

«ШИК»

(Школа Интересных Каникул)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летний период – активная пора социализации школьников.

С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.

Ещё один немаловажный момент – это возможность общения ребёнка с привычным кругом друзей.

Ежегодно учащиеся нашей школы окунаются в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь «ШИК» дает возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь. Это подтверждается не только результатами исследований, но и практикой сегодняшнего дня.  Актуальность в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления в лагере включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Основная идея программы лагеря дневного пребывания  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

Цель - создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.

 

       Задачи:

1. Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива;

2. Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной  деятельностью;

3.  Формирование у школьников навыков общения и толерантности;

4.  Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;

5.  Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;

6.  Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;

7.  Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

 

     Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-12  лет.

 

Особенности набора детей:

При комплектовании пришкольного лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

Формы и методы реализации программы

Данная программа реализуется через использование групповых, индивидуальных и коллективных форм работы, которые осуществляются с использованием традиционных методов:

 конкурсы;

игры;

 соревнования;

 праздники;

 презентации;

 экскурсии;

 прогулки;

 анкетирование.

 

Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного

пространства является создание условий для проявления самостоятельности,

инициативы, принятия решений и его самореализации.

 

       Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

1.                             Организационный модуль

               Формы работы:

·                     планирование;

·                     подготовка к лагерной смене;

·                     оформление лагеря;

·                     подготовка материальной базы;

·                     распределение обязанностей;

·                     подготовка к сдаче приемной комиссии;

·                     организация питания в школьном оздоровительном лагере.

 

2.                             Физкультурно - оздоровительный модуль

-          Цель :Укрепление здоровья,

-          содействие нормальному физическому развитию.

 

                    Задачи:

Вовлечение детей в различные формы физкультурно- оздоровительной работы;

Выработка и укрепление гигиенических навыков;

Расширение знаний об охране здоровья.

Формы работы:

·                    утренняя зарядка;

·            встречи с медицинским работником;

·            влажная уборка, проветривание;

·            беседы о вредных привычках;

·            организация питания воспитанников;

·            спортивные праздники;

·                     конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», туристические походы;

·                     работа спортивной секции;

·                     подвижные игры на свежем воздухе;

·                     цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.

 

Виды деятельности

·         Спортивно - оздоровительный

 

3. Художественно-творческий  модуль

      

Цель : Создать условия для формирования межличностных отношений во временном

коллективе. Организация интересного досуга. Развитие индивидуальных  способностей ребенка.

Вид деятельности : Развивающий

Задачи:

Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. Формирование художественно- эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. Развитие творческих способностей детей

Формы работы:

·                    коллективно-творческая деятельность;

·                    участие в районных мероприятиях;

·                     участие в общелагерных мероприятиях;

·                    конкурсы;

·                    викторины.

  • работа в мастер – классах,
  • конкурсы рисунков,
  • конкурсы поделок,
  • творческие конкурсы.

 

Нравственно-экологический модуль

 

Цель : создать условие для формирования восприятие ребенком себя как части природы.

Вид деятельности : природоохранный

 

 

                 Задачи:

Расширение знаний детей об окружающем мире;

воспитание бережного отношения к природе,

развитие экологического мышления.

 Формы работы:

  • экскурсии в природу;
  • экологический КВН;
  • библиотечные часы;
  • викторины, конкурсы;
  • изготовление кормушек;
  • походы;
  • работа на пришкольном  участке (высадка рассады, полив растений, уборка   территории)

               

  1. Интеллектуальный модуль

 

Цель : Создать благоприятны е условия для интеллектуального развития.

 

 

Задачи:

Развитие интеллектуальных способностей посредством программ «Скорочтение для детей», «Ментальная арифметика», «Художественное слово» и др. Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Формы работы:

    • Экскурсии, походы
    • Конкурс художественного слова
    • Интеллектуальные игры, диспуты
    • Беседы, лекции «Территория безопасности»
    • Викторина «Край мой родной»
    • Посещение библиотеки,
    • Составление кроссвордов.

 

Вид деятельности: познавательный

 

В воспитательной работе были использованы следующие методы организации воспитательной работы:

 Диагностические (беседы, анкетирование, тестирование, наблюдения).

 Организационные (организация коллектива и органов его самоуправления).

 Коммуникативные (установление с учащимися взаимопонимания, доверия,

согласия, сотрудничества).

 Коллективные.

 Индивидуальные.

 Творческие.

 

Согласно плану – графику были проведены следующие мероприятия:

 

Интеллектуальной направленности

 

Литературная викторина «Путешествие по лукоморью»

На книжно-иллюстративной выставке «В тридевятом царстве в Пушкинском государстве» дети ознакомились с биографией Пушкина.   Среди огромного количества книг, каждый из ребят нашел для себя самые интересные и захватывающие литературные шедевры любимого поэта. Дети вспоминали названия сказок, окончания из предложенных отрывков произведений, инсценировали сказки.  И завершилась  литературная викторина высказыванием А.С Пушкина, которое собрали дети: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

 

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»,

            Главным девизом мероприятия было: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Школьники узнали об истории появления первой книги с древнейших времен: от наскальных рисунков до пергамента, от бумаги до электронной книги. Шуточные викторины «Скажите, как его зовут» и «Монстры кино» дали возможность умникам и умницам посостязаться в знаниях на различные темы: это и сказки, и пословицы, и загадки. Ребята вспомнили любимых персонажей сказочных книг и кинофильмов, показали свою смекалку в решении веселых задачек  в игре «Да – Нет».
Подытоживая игру, воспитатель Федорова И. А. объяснила детям, что процесс познания не должен заканчиваться ни на минуту. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

 

Нравственно-экологической направленности

Экологический конкурс «Грибной марафон».

Мероприятие носило познавательно-развлекательный характер. Ребята не только продемонстрировали свои знания о съедобных грибах, похвастались кулинарными рецептами, но и узнали, где и когда грибы, даже съедобные, собирать запрещено и почему нарушение данного правила может быть опасным для здоровья. Узнали о ядовитых грибах, а еще о том, что они, оказывается, могут быть полезными для животных и что уничтожать их в лесу нельзя. В игре приняли участие три команды. Весело, дружно, задорно прошли ребята по всем площадкам, бойко отвечая на вопросы о явлениях природы, отгадывая загадки о животных, создавая «Экогород» и активно участвуя в спортивной эстафете.

 

20 июня в пришкольном лагере  «ШИК» прошел день под девизом  «Подвигу народа – жить в веках». В этот день воспитатели с ребятами говорили о Великой Отечественной войне, о героях ВОв и о детях, которые были активными участниками тыловой жизни. Эти дети помогали взрослым: собирали в поле колоски, посылки и писали письма на фронт. А воспитанники лагеря принимали активное участие  в прочтении стихотворений  «Пока память жива», «Еще тогда нас не было на свете». Слушали песни под названием «Священная война», «Помни», «17 мгновений весны». Завершился день митингом возле памятника, где педагоги  и воспитанники лагеря почтили минутой молчания память воинов-защитников, павших за Родину на полях сражений. Торжественная линейка в День памяти и скорби еще раз напомнила всем присутствующим прописную истину - пока жива память об этом событии, пока жива в наших сердцах благодарность тем, кто отстоял честь, свободу и независимость Родины, наше государство будет сильным, независимым, а народ непобедимым.

 

 

 

Художественно-творческой направленности

День музыки 

Весь день работы с детьми был посвящён музыке. Это и мини-викторины с утра, и рубрика «Это интересно», и песенный марафон, и игра «Угадай мелодию». Также ребята встретились с руководителем фольклорного коллектива «Шанчак». Людмила Григорьевна познакомила детей с музыкальными инструментами.

 Настоящий праздник взрослых и детей, ведь с днём музыки можно поздравить всех на этой планете, потому что музыка звучит в сердце каждого. Дети с удовольствием пели, маршировали и танцевали. Звучала зажигательная музыка разных жанров.

 

Игра «Крокодил»

Игра «Крокодил» поощряет командный дух и взаимопониманиеВедь для играющих детей особенно важно почувствовать себя частью настоящей команды, частью гражданского общества, частью великой страны. Разделившись на две команды, ребята проявляли свои способности в изобретательности и в умении владения пантомимой. В разминке было предложено отгадать семейные роли, которые изображали ребята. Это оказалось легко, сложнее было показать семейные ценности и эмоциональные состояния. Самыми весёлыми оказались последние два этапа: песенный, в котором, разбившись на пары, участники изображали популярные  песни детства, и кинематографический, в котором ребята отгадывали фильмы по фотографиям. В результате игры победила дружба, а ребята получили положительные эмоции и приятные воспоминания.

 

Квест-игра «В поисках сокровищ капитана Флинта».

 Участникам игры предстояло почувствовать себя настоящими пиратами, которые должны были преодолеть ряд нелегких испытаний, чтобы добраться до сокровищ Флинта. Игра нацелена на формирование у учащихся представления о финансах простым и понятным языком. Благодаря квесту ребята смогли познакомиться с начальными понятиями в области финансов. Все испытания были построены в виде экономических загадок. Всех участников разделили на две команды, каждая из которых должна была пройти свой  маршрут. На каждой из станций ребятам пришлось ответить на непростые вопросы в области финансовой грамотности, школьники вспомнили уже известные понятия, сумели креативно проявить себя и в творческих, и в интеллектуальных заданиях. Пираты отлично справились с заданиями: разгадали ребусы, ответили на вопросы викторины и нашли ценный приз.

 

Развлекательно – игровая программа «Солнечный круг».

 На праздник к детям пришли в гости Солнышко (в роли Н. Андреева) и Лучик (в роли В. Ануфриева). Лучик подарил присутствующим песню о семье и дружбе. После чего началась игровая программа, в которой ребята активно приняли участие в играх: «Рассыпайка», «Загадайка», «Перевертыши», «На что похоже солнце?», «Скороговор и скороговорка» и других. В завершении мероприятия желающие приняли участие в конкурсе рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце» и в танцевальной программе «Вместе весело живем». Дети были активны, дружны и радостны.

 

 

Физкультурно-оздоровительной направленности

 

 

Второй день в лагере прошел под девизом «Если хочешь быть здоров – постарайся!» Как всегда день начался с утренней разминки, на которой дети взбодрились и зарядились положительной энергией на целый день.  Затем дети играли в увлекательные подвижные игры.  На минутке здоровья с детьми велась беседа о правильном питании и видах закаливания. Также дети с радостью и азартом приняли участие в спортивной программе «Спорт любить – сильным и здоровым быть!»  В соревнованиях приняли участие команды «Тигры» и «Барсы». Спортивные испытания проходили ответственно. Каждая команда выложилась на все 100%, но в любых соревнованиях есть проигравший и победитель. Победители получили медаль за 1 место, а вторая команда получила медаль за участие в соревнованиях. 

 

Посещение бассейна

Сколько радости и веселья доставило детям купание. Посещение бассейна благотворно влияет на детей, закаляет их, укрепляет все виды мышц и нервную систему. Дети, посетившие бассейн согласны с тем, что процедуры водные самые задорные! Под чутким вниманием воспитателей лагеря и инструкторов бассейна дети не только развлекались и оздоравливались, но и учились держаться на воде и плавать. Ведь плавание один из замечательных видов спорта! Это наиболее гармоничная, сбалансированная физическая нагрузка. Плавание является оздоровительным спортом и залогом крепкого здоровья. Впечатления детей после посещения бассейна самые хорошие и положительные. Теперь наши дети готовы регулярно посещать бассейн, чтобы получать удовольствие, приносящее исключительную пользу телу и душе.

День Здоровья.

Начался этот день с весёлой утренней зарядки. Затем на линейке воспитатель Федорова И. А. провела беседу «Вредные привычки», из которой дети узнали об игровой зависимости, вреде курения, алкоголя и наркомании. Дети пришли к выводу, что самая лучшая привычка – это не иметь дурных привычек. Надо быть осторожнее с ними, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний. После завтрака в лагере состоялись «Веселые старты», посвященные Дню здоровья. На спортивной площадке встретились 2 команды. Сначала все вместе выполнили разминку. Команды участвовали в разных конкурсах: «Игольное ушко», « Три прыжка», «Передал – садись», «Весёлая скакалка», «Кенгуру», «Прыжки в мячах». Победила  команда «Драконы».

Все получили заряд бодрости и хорошего настроения.

 

 

 

  «Правильное питание – залог здоровья!»

Не секрет, что одним из главных условий здоровья является правильное питание, так как неправильное питание приводит к болезням. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Питание должно быть полезным. А главным условием этого является умеренность и разнообразие в пище. Мероприятия, проводимые с детьми в этот день, были направлены на ознакомление воспитанников с основными принципами здорового питания. После завтрака проводилась «Своя игра – Гигиена питания». Ребята отгадывали загадки, кроссворд, читали стихи о витаминах, вывели свои правила здорового питания.

Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья детей

1 июня 2019 года с целью отработки навыков эвакуации воспитанников, воспитателей, работников школы на случай возникновения пожара, террористических актов, чрезвычайных происшествий проведено практическое занятие по эвакуации воспитанников, воспитателей пришкольного оздоровительного лагеря и работников школы  на случай пожара  и террористических актов. За ходом эвакуации контролировал начальник лагеря Фролов С.Г.

Мероприятие показало:

Все учащиеся, воспитатели, работники школы покинули здание школы в течение 2 минут 24 секунды.

При эвакуации были задействованы все выходы. все участники практической эвакуации действовали согласно инструкции. Воспитатели на линейке отрапортовали о выходе  всех учащихся перед начальником лагеря.

 

Умей переходить дорогу

8 июня прошло ряд мероприятий по профилактике безопасности на дорогах. С ребятами проведены игра «Светофор», викторина «Умей переходить дорогу!» с целью выяснения имеющихся знаний у ребят по ПДД. Дети уяснили отличия мостовой от тротуара, выяснили, где можно играть, ходить, ездить на велосипеде, запомнили главные отличительные особенности указательных, предупреждающих и запрещающих дорожных знаков.

 Мы верим, что ребята станут самыми дисциплинированными пешеходами и никогда не создадут на улицах и дорогах опасную обстановку.

 

Пожарная безопасность

14    июня 2019 года  с воспитанниками была проведена  беседа на тему "Пожарная безопасность". Была затронута такая важная тема, как поведение при возникновении пожара. Ребятам объяснили, что при возникновении пожара, в особенности в местах массового пребывания людей, никогда не нужно поддаваться всеобщей панике, необходимо сохранять спокойствие и постараться покинуть помещение. С детьми проведена разъяснительная работа по соблюдению правил пожарной безопасности на улице и в помещениях, а также инструктаж о том, как не допустить пожара. Зашел разговор также и о том, как можно справиться с огнем подручными средствами. Детям напомнили, что при любом возгорании или возникновении иной чрезвычайной ситуации не стоит рассчитывать только на собственные силы, а необходимо вызвать пожарную охрану или спасателей по телефонам «01» или «101».

 

Антитеррористическая безопасность

Была проведена  беседа   с воспитанниками, работниками лагеря на тему «Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения». Был организован  показ фильмов, которые формируют у учащихся неприятие идеологии терроризма и формируют  традиционные  российские  духовно-нравственные ценности, проведено  учебно  - практическое  занятие в случае угрозы террористического акта  в пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания детей.

 В  конце мероприятия проведены систематические  инструктажи с  воспитанниками лагеря  по темам:

             «Действия при обнаружении подозрительных взрывоопасных предметов»;

              «Действия при угрозе террористического акта»;

«Правила поведения и порядок действий, если вас захватили в заложники».

 А также детям было предложено принять участие в конкурс плакатов, рисунков  « Нет – терроризму!».

 Далее слово было предоставлено библиотекарю Егоркинского СДК  Зологиной И.Н., которая дала обзор литературы на антитеррористическую тематику.

 Данные мероприятия полезны тем, что формируют у учащихся неприятие   идеологии терроризма и формируют у них  традиционные российские духовно-нравственные ценности, а также учат тому, как везти себя в экстремальных ситуациях.

 

Воспитанники пришкольного лагеря «ШИК» встретились с инструктором местного отделения ВДПО Н.В. Красновой и инструктором ОНД и ПР по г. Шумерля, Красночетайскому и Шумерлинскому районам Тортевым Е. С.  Евгений Сергеевич провел с детьми беседу, целью которой являлась проверка знаний детей по пожарной безопасности, предупреждение пожаров дома от детских игр и шалостей с огнем, на пикниках, отдыхе в парках, лесах. Н. В. Краснова приготовила для учащихся интересные и познавательные вопросы по основам безопасности, в процессе чего состоялась увлекательная беседа с детьми. Ребятам объяснили, почему "спички - детям не игрушка", что игра с огнем очень опасна, огонь приносит много добра, но  без присмотра может превратиться в жестокого врага человека, принося беды и несчастья. Поговорили о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы предотвратить возникновение пожара, и как следует себя вести в случаи пожар. Детям также напомнили номера экстренных служб.   

Фотоотчет