Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Егоркинская средняя общеобразовательная школа»
Шумерлинского района ЧР
Информация о реализации программы
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
«ШИК»
(Школа Интересных Каникул)
Летний период – активная пора социализации школьников.
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.
Ещё один немаловажный момент – это возможность общения ребёнка с привычным кругом друзей.
Ежегодно учащиеся нашей школы окунаются в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь «ШИК» дает возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь. Это подтверждается не только результатами исследований, но и практикой сегодняшнего дня. Актуальность в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления в лагере включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Основная идея программы лагеря дневного пребывания - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Цель - создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью;
3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности;
4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;
5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;
6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
7. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-12 лет.
Особенности набора детей:
При комплектовании пришкольного лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формы и методы реализации программы
Данная программа реализуется через использование групповых, индивидуальных и коллективных форм работы, которые осуществляются с использованием традиционных методов:
конкурсы;
игры;
соревнования;
праздники;
презентации;
экскурсии;
прогулки;
анкетирование.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного
пространства является создание условий для проявления самостоятельности,
инициативы, принятия решений и его самореализации.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль
Формы работы:
· планирование;
· подготовка к лагерной смене;
· оформление лагеря;
· подготовка материальной базы;
· распределение обязанностей;
· подготовка к сдаче приемной комиссии;
· организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2. Физкультурно - оздоровительный модуль
- Цель :Укрепление здоровья,
- содействие нормальному физическому развитию.
Задачи:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно- оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Формы работы:
· утренняя зарядка;
· встречи с медицинским работником;
· влажная уборка, проветривание;
· беседы о вредных привычках;
· организация питания воспитанников;
· спортивные праздники;
· конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», туристические походы;
· работа спортивной секции;
· подвижные игры на свежем воздухе;
· цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.
Виды деятельности
· Спортивно - оздоровительный
3. Художественно-творческий модуль
Цель : Создать условия для формирования межличностных отношений во временном
коллективе. Организация интересного досуга. Развитие индивидуальных способностей ребенка.
Вид деятельности : Развивающий
Задачи:
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. Формирование художественно- эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. Развитие творческих способностей детей
Формы работы:
· коллективно-творческая деятельность;
· участие в районных мероприятиях;
· участие в общелагерных мероприятиях;
· конкурсы;
· викторины.
- работа в мастер – классах,
- конкурсы рисунков,
- конкурсы поделок,
- творческие конкурсы.
Нравственно-экологический модуль
Цель : создать условие для формирования восприятие ребенком себя как части природы.
Вид деятельности : природоохранный
Задачи:
Расширение знаний детей об окружающем мире;
воспитание бережного отношения к природе,
развитие экологического мышления.
Формы работы:
- экскурсии в природу;
- экологический КВН;
- библиотечные часы;
- викторины, конкурсы;
- изготовление кормушек;
- походы;
- работа на пришкольном участке (высадка рассады, полив растений, уборка территории)
- Интеллектуальный модуль
Цель : Создать благоприятны е условия для интеллектуального развития.
Задачи:
Развитие интеллектуальных способностей посредством программ «Скорочтение для детей», «Ментальная арифметика», «Художественное слово» и др. Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Формы работы:
- Экскурсии, походы
- Конкурс художественного слова
- Интеллектуальные игры, диспуты
- Беседы, лекции «Территория безопасности»
- Викторина «Край мой родной»
- Посещение библиотеки,
- Составление кроссвордов.
Вид деятельности: познавательный
В воспитательной работе были использованы следующие методы организации воспитательной работы:
Диагностические (беседы, анкетирование, тестирование, наблюдения).
Организационные (организация коллектива и органов его самоуправления).
Коммуникативные (установление с учащимися взаимопонимания, доверия,
согласия, сотрудничества).
Коллективные.
Индивидуальные.
Творческие.
Согласно плану – графику были проведены следующие мероприятия:
Интеллектуальной направленности
Литературная викторина «Путешествие по лукоморью»
На книжно-иллюстративной выставке «В тридевятом царстве в Пушкинском государстве» дети ознакомились с биографией Пушкина. Среди огромного количества книг, каждый из ребят нашел для себя самые интересные и захватывающие литературные шедевры любимого поэта. Дети вспоминали названия сказок, окончания из предложенных отрывков произведений, инсценировали сказки. И завершилась литературная викторина высказыванием А.С Пушкина, которое собрали дети: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»,
Главным девизом мероприятия было: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Школьники узнали об истории появления первой книги с древнейших времен: от наскальных рисунков до пергамента, от бумаги до электронной книги. Шуточные викторины «Скажите, как его зовут» и «Монстры кино» дали возможность умникам и умницам посостязаться в знаниях на различные темы: это и сказки, и пословицы, и загадки. Ребята вспомнили любимых персонажей сказочных книг и кинофильмов, показали свою смекалку в решении веселых задачек в игре «Да – Нет».
Подытоживая игру, воспитатель Федорова И. А. объяснила детям, что процесс познания не должен заканчиваться ни на минуту. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.
Нравственно-экологической направленности
Экологический конкурс «Грибной марафон».
Мероприятие носило познавательно-развлекательный характер. Ребята не только продемонстрировали свои знания о съедобных грибах, похвастались кулинарными рецептами, но и узнали, где и когда грибы, даже съедобные, собирать запрещено и почему нарушение данного правила может быть опасным для здоровья. Узнали о ядовитых грибах, а еще о том, что они, оказывается, могут быть полезными для животных и что уничтожать их в лесу нельзя. В игре приняли участие три команды. Весело, дружно, задорно прошли ребята по всем площадкам, бойко отвечая на вопросы о явлениях природы, отгадывая загадки о животных, создавая «Экогород» и активно участвуя в спортивной эстафете.
20 июня в пришкольном лагере «ШИК» прошел день под девизом «Подвигу народа – жить в веках». В этот день воспитатели с ребятами говорили о Великой Отечественной войне, о героях ВОв и о детях, которые были активными участниками тыловой жизни. Эти дети помогали взрослым: собирали в поле колоски, посылки и писали письма на фронт. А воспитанники лагеря принимали активное участие в прочтении стихотворений «Пока память жива», «Еще тогда нас не было на свете». Слушали песни под названием «Священная война», «Помни», «17 мгновений весны». Завершился день митингом возле памятника, где педагоги и воспитанники лагеря почтили минутой молчания память воинов-защитников, павших за Родину на полях сражений. Торжественная линейка в День памяти и скорби еще раз напомнила всем присутствующим прописную истину - пока жива память об этом событии, пока жива в наших сердцах благодарность тем, кто отстоял честь, свободу и независимость Родины, наше государство будет сильным, независимым, а народ непобедимым.
Художественно-творческой направленности
День музыки
Весь день работы с детьми был посвящён музыке. Это и мини-викторины с утра, и рубрика «Это интересно», и песенный марафон, и игра «Угадай мелодию». Также ребята встретились с руководителем фольклорного коллектива «Шанчак». Людмила Григорьевна познакомила детей с музыкальными инструментами.
Настоящий праздник взрослых и детей, ведь с днём музыки можно поздравить всех на этой планете, потому что музыка звучит в сердце каждого. Дети с удовольствием пели, маршировали и танцевали. Звучала зажигательная музыка разных жанров.
Игра «Крокодил»
Игра «Крокодил» поощряет командный дух и взаимопонимание. Ведь для играющих детей особенно важно почувствовать себя частью настоящей команды, частью гражданского общества, частью великой страны. Разделившись на две команды, ребята проявляли свои способности в изобретательности и в умении владения пантомимой. В разминке было предложено отгадать семейные роли, которые изображали ребята. Это оказалось легко, сложнее было показать семейные ценности и эмоциональные состояния. Самыми весёлыми оказались последние два этапа: песенный, в котором, разбившись на пары, участники изображали популярные песни детства, и кинематографический, в котором ребята отгадывали фильмы по фотографиям. В результате игры победила дружба, а ребята получили положительные эмоции и приятные воспоминания.
Квест-игра «В поисках сокровищ капитана Флинта».
Участникам игры предстояло почувствовать себя настоящими пиратами, которые должны были преодолеть ряд нелегких испытаний, чтобы добраться до сокровищ Флинта. Игра нацелена на формирование у учащихся представления о финансах простым и понятным языком. Благодаря квесту ребята смогли познакомиться с начальными понятиями в области финансов. Все испытания были построены в виде экономических загадок. Всех участников разделили на две команды, каждая из которых должна была пройти свой маршрут. На каждой из станций ребятам пришлось ответить на непростые вопросы в области финансовой грамотности, школьники вспомнили уже известные понятия, сумели креативно проявить себя и в творческих, и в интеллектуальных заданиях. Пираты отлично справились с заданиями: разгадали ребусы, ответили на вопросы викторины и нашли ценный приз.
Развлекательно – игровая программа «Солнечный круг».
На праздник к детям пришли в гости Солнышко (в роли Н. Андреева) и Лучик (в роли В. Ануфриева). Лучик подарил присутствующим песню о семье и дружбе. После чего началась игровая программа, в которой ребята активно приняли участие в играх: «Рассыпайка», «Загадайка», «Перевертыши», «На что похоже солнце?», «Скороговор и скороговорка» и других. В завершении мероприятия желающие приняли участие в конкурсе рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце» и в танцевальной программе «Вместе весело живем». Дети были активны, дружны и радостны.
Физкультурно-оздоровительной направленности
Второй день в лагере прошел под девизом «Если хочешь быть здоров – постарайся!» Как всегда день начался с утренней разминки, на которой дети взбодрились и зарядились положительной энергией на целый день. Затем дети играли в увлекательные подвижные игры. На минутке здоровья с детьми велась беседа о правильном питании и видах закаливания. Также дети с радостью и азартом приняли участие в спортивной программе «Спорт любить – сильным и здоровым быть!» В соревнованиях приняли участие команды «Тигры» и «Барсы». Спортивные испытания проходили ответственно. Каждая команда выложилась на все 100%, но в любых соревнованиях есть проигравший и победитель. Победители получили медаль за 1 место, а вторая команда получила медаль за участие в соревнованиях.
Посещение бассейна
Сколько радости и веселья доставило детям купание. Посещение бассейна благотворно влияет на детей, закаляет их, укрепляет все виды мышц и нервную систему. Дети, посетившие бассейн согласны с тем, что процедуры водные самые задорные! Под чутким вниманием воспитателей лагеря и инструкторов бассейна дети не только развлекались и оздоравливались, но и учились держаться на воде и плавать. Ведь плавание один из замечательных видов спорта! Это наиболее гармоничная, сбалансированная физическая нагрузка. Плавание является оздоровительным спортом и залогом крепкого здоровья. Впечатления детей после посещения бассейна самые хорошие и положительные. Теперь наши дети готовы регулярно посещать бассейн, чтобы получать удовольствие, приносящее исключительную пользу телу и душе.
День Здоровья.
Начался этот день с весёлой утренней зарядки. Затем на линейке воспитатель Федорова И. А. провела беседу «Вредные привычки», из которой дети узнали об игровой зависимости, вреде курения, алкоголя и наркомании. Дети пришли к выводу, что самая лучшая привычка – это не иметь дурных привычек. Надо быть осторожнее с ними, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний. После завтрака в лагере состоялись «Веселые старты», посвященные Дню здоровья. На спортивной площадке встретились 2 команды. Сначала все вместе выполнили разминку. Команды участвовали в разных конкурсах: «Игольное ушко», « Три прыжка», «Передал – садись», «Весёлая скакалка», «Кенгуру», «Прыжки в мячах». Победила команда «Драконы».
Все получили заряд бодрости и хорошего настроения.
«Правильное питание – залог здоровья!»
Не секрет, что одним из главных условий здоровья является правильное питание, так как неправильное питание приводит к болезням. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Питание должно быть полезным. А главным условием этого является умеренность и разнообразие в пище. Мероприятия, проводимые с детьми в этот день, были направлены на ознакомление воспитанников с основными принципами здорового питания. После завтрака проводилась «Своя игра – Гигиена питания». Ребята отгадывали загадки, кроссворд, читали стихи о витаминах, вывели свои правила здорового питания.
Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья детей
1 июня 2019 года с целью отработки навыков эвакуации воспитанников, воспитателей, работников школы на случай возникновения пожара, террористических актов, чрезвычайных происшествий проведено практическое занятие по эвакуации воспитанников, воспитателей пришкольного оздоровительного лагеря и работников школы на случай пожара и террористических актов. За ходом эвакуации контролировал начальник лагеря Фролов С.Г.
Мероприятие показало:
Все учащиеся, воспитатели, работники школы покинули здание школы в течение 2 минут 24 секунды.
При эвакуации были задействованы все выходы. все участники практической эвакуации действовали согласно инструкции. Воспитатели на линейке отрапортовали о выходе всех учащихся перед начальником лагеря.
Умей переходить дорогу
8 июня прошло ряд мероприятий по профилактике безопасности на дорогах. С ребятами проведены игра «Светофор», викторина «Умей переходить дорогу!» с целью выяснения имеющихся знаний у ребят по ПДД. Дети уяснили отличия мостовой от тротуара, выяснили, где можно играть, ходить, ездить на велосипеде, запомнили главные отличительные особенности указательных, предупреждающих и запрещающих дорожных знаков.
Мы верим, что ребята станут самыми дисциплинированными пешеходами и никогда не создадут на улицах и дорогах опасную обстановку.
Пожарная безопасность
14 июня 2019 года с воспитанниками была проведена беседа на тему "Пожарная безопасность". Была затронута такая важная тема, как поведение при возникновении пожара. Ребятам объяснили, что при возникновении пожара, в особенности в местах массового пребывания людей, никогда не нужно поддаваться всеобщей панике, необходимо сохранять спокойствие и постараться покинуть помещение. С детьми проведена разъяснительная работа по соблюдению правил пожарной безопасности на улице и в помещениях, а также инструктаж о том, как не допустить пожара. Зашел разговор также и о том, как можно справиться с огнем подручными средствами. Детям напомнили, что при любом возгорании или возникновении иной чрезвычайной ситуации не стоит рассчитывать только на собственные силы, а необходимо вызвать пожарную охрану или спасателей по телефонам «01» или «101».
Антитеррористическая безопасность
Была проведена беседа с воспитанниками, работниками лагеря на тему «Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения». Был организован показ фильмов, которые формируют у учащихся неприятие идеологии терроризма и формируют традиционные российские духовно-нравственные ценности, проведено учебно - практическое занятие в случае угрозы террористического акта в пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания детей.
В конце мероприятия проведены систематические инструктажи с воспитанниками лагеря по темам:
«Действия при обнаружении подозрительных взрывоопасных предметов»;
«Действия при угрозе террористического акта»;
«Правила поведения и порядок действий, если вас захватили в заложники».
А также детям было предложено принять участие в конкурс плакатов, рисунков « Нет – терроризму!».
Далее слово было предоставлено библиотекарю Егоркинского СДК Зологиной И.Н., которая дала обзор литературы на антитеррористическую тематику.
Данные мероприятия полезны тем, что формируют у учащихся неприятие идеологии терроризма и формируют у них традиционные российские духовно-нравственные ценности, а также учат тому, как везти себя в экстремальных ситуациях.
Воспитанники пришкольного лагеря «ШИК» встретились с инструктором местного отделения ВДПО Н.В. Красновой и инструктором ОНД и ПР по г. Шумерля, Красночетайскому и Шумерлинскому районам Тортевым Е. С. Евгений Сергеевич провел с детьми беседу, целью которой являлась проверка знаний детей по пожарной безопасности, предупреждение пожаров дома от детских игр и шалостей с огнем, на пикниках, отдыхе в парках, лесах. Н. В. Краснова приготовила для учащихся интересные и познавательные вопросы по основам безопасности, в процессе чего состоялась увлекательная беседа с детьми. Ребятам объяснили, почему "спички - детям не игрушка", что игра с огнем очень опасна, огонь приносит много добра, но без присмотра может превратиться в жестокого врага человека, принося беды и несчастья. Поговорили о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы предотвратить возникновение пожара, и как следует себя вести в случаи пожар. Детям также напомнили номера экстренных служб.