"Эхо Москвы" > Родительское собрание: Борьба против нарушений в ЕГЭ

К. ЛАРИНА: 12 часов 14 минут, начинаем программу «Родительское собрание». Сегодня, по многочисленным просьбам трудящихся, мы проводим передачу, посвященную грядущему Единому госэкзамену. Начинается 27-го числа первый экзамен, поэтому все, что касается ЕГЭ 2013, постараемся сегодня на все вопросы ответить. Ну, не я, конечно, а наши сегодняшние гости-эксперты. Это Игорь Реморенко, замминистра образования и науки. Добрый день, Игорь, здравствуйте.

И. РЕМОРЕНКО: Добрый день, здравствуйте.

К. ЛАРИНА: И Евгений Семченко, начальник Управления оценки качества образования Рособрнадзора. Добрый день, Евгений, здравствуйте.

Е. СЕМЧЕНКО: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Нашим слушателям напомню средства связи. Это, в первую очередь, смс +7-985-970-45-45. Телефон прямого эфира тоже напомню, может, нмы есколько звонков во второй части программы примем. +7-495-363-36-59. И я еще открыла ветку в Фейсбуке у себя на страничке Ксения Ларина, тоже приглашаю вас, туда можно тоже присылать вопросы во время прямого эфира. Только единственная оговорка моя личная как ведущей: умоляю вас, давайте сегодня обойдемся без всякой лирики, вопросы типа «доколе?!» и «вы убийцы российского образования» мы сегодня не принимаем. Давайте поговорим по делу, потому что дети поступают, дети сдают экзамены, и для них важна, прежде всего, информация. Давайте с информации и начнем. Поскольку, во-первых, понять, насколько готово сегодня министерство профильное к проведению ЕГЭ. И главное, то, что всех волнует: какие сущностные изменения, по сравнению с 2012-м годом. Пожалуйста, господа, вам слово. Кто начнет?

И. РЕМОРЕНКО: Ну, давайте я скажу для начала несколько общих вещей. У нас действительно такая интересная история: у нас наши чиновники в этом году не очень любят ходить на разные медийные мероприятия в связи с ЕГЭ и обосновывают это тем, что все уже стало стабильно, все уже, так сказать, ну, поняли, что, значит, это состоявшийся некоторый факт. Его, конечно, там, еще надо совершенствовать, и он всегда будет совершенствоваться. Если надо будет, я расскажу про учет индивидуальных достижений, который сейчас начинает обсуждаться, позднее.

Но нынешний ЕГЭ, его формат, его структура следующая. Значит, несколько таких общих показателей. В этом году 753 тысячи школьников сдают Единый государственный экзамен – это выпускники школ. Всего, с учетом прошлых лет, значит, с учетом того, что люди пересдают что-то, значит, решили поступать в вузы, 859 тысяч. Значит, это число меньше, чем в прошлом году. В прошлом году было 785 тысяч выпускников и всего 892 тысячи человек сдавали Единый госэкзамен. И это, в общем, ну, такая ситуация, обусловленная демографией. То есть, по-прежнему у нас несколько снижается число выпускников, растет первоклассники, выпускники снижаются. Но это, может быть, положительный факт для поступающих в вузы, потому что, ну, собственно, конкуренция из-за бюджетных мест меньше, чем в прошлом году.

По заявившимся на экзамен здесь две вещи можно отметить. У нас традиционно год от года растет число заявившихся на английских язык. То есть, было 9% в 11-м году, в 12-м – 10, и вот сейчас – более 11.

К. ЛАРИНА: В скобках вопрос: когда планируется обязательный экзамен по иностранному языку?

И. РЕМОРЕНКО: Значит, сейчас график всех экзаменов скажу. Значит, еще вторая тенденция: чуть растет обществознание. Это вообще самый популярный экзамен: 62% заявившихся собираются его сдавать. Ну, вот это традиционно…

К. ЛАРИНА: А чем это вы объясняете?

И. РЕМОРЕНКО: Самое популярное направление подготовки – экономика, юриспруденция…

К. ЛАРИНА: Политология.

И. РЕМОРЕНКО: Политология там тоже есть. Гуманитарные науки в целом. Это у нас растет. Прилагаются усилия к тому, чтобы и физику ребята сдавали, и поступали на технические направления, но традиционно это порядка 28% выбирают.

Значит, когда экзамены какие. Ну, вот начинается все у нас 27 мая, русский язык, в понедельник. Дальше, 30 мая – информатика, биология, история. 3 июня математика, 6 июня иностранные языки, 10 июня обществознание, химия, 13 июня география и литература. 15 июня резервный день для иностранных языков, потому что бывают ребята, которые несколько экзаменов сдают, биология, информатика, история, физика. 17 июня тоже резервный день, для географии, химии, литературы, обществознания. И 18 июня резервный день по русскому зыку, 19 июня – по математике. Дальше также еще есть несколько дополнительных сроков так называемой второй волны уже в июле. Вот, в общем, такой график на сейчас.

Вообще у нас есть сайт www.ege.edu.ru, не путать с сайтом ege.ru – это другой сайт. Ege.edu.ru, где, в общем, достаточно, по-моему, понятно, доступно, красиво вся эта информация представлена, все это можно посмотреть, вплоть до конкретных документов, которые издавало Министерство, приказов министерства на этот счет и так далее.

Есть одна особенность в этом году. Последнее, что я хочу вот про новации сказать – это то, что минимальные баллы ЕГЭ объявлены уже сразу. Они сейчас уже объявлены. И человек, сдающий экзамен, может ориентироваться вот на то минимальное количество баллов, которое необходимо…

К. ЛАРИНА: А не меньше в этом году, чем в прошлом?

И. РЕМОРЕНКО: Нет, они просто уже за много лет накопленные, ну, как у нас говорят, тренды, накоплена статистика, что можно объявить уже сейчас. Они, в общем, все в тех же рамках, они не уменьшались.

К. ЛАРИНА: А вот то, что касается главных проблем и главных нареканий, жалоб, которые поступают каждый год после, во время проведения Единого госэкзамена и после, можно ли говорить о каких-либо изменениях, связанных именно с жалобами от учеников и их родителей? Это я уже к Евгению обращаюсь. И на что бы вы хотели обратить внимание, какие главные вот проблемы вы учли за этот год?

Е. СЕМЧЕНКО: Ну, Игорь Михайлович абсолютно справедливо сказал, что ЕГЭ, уже который проходит в этом году в нашей стране в 13-й раз, и в штатном режиме он проходит, значит, в 5-й год, действительно стал понятным, привычным для профессионалов, для учителей, для детей и их родителей инструментом, понятной процедурой. В этом году мы проводили, так же, как и все предыдущие годы, большую организационную подготовительную работу к проведению ЕГЭ вместе с нашими коллегами из субъектов федерации. И это единодушное мнение и нас, и наших коллег из регионов о том, что в этом году существенно стало меньше обращений граждан, обращений детей с различными вопросами. Ну, тем не менее, такие вопросы есть. И одна из как бы проблем, которые мы отмечаем, она серьезно уменьшилась по сравнению с предыдущими годами – это вопрос, связанный с информированием детей о различных особенностях и проведении Единого государственного экзамена, ее процедуры. Но тут нужно отметить, что большинство вопросов, которые будущие участники Единого государственного экзамена, с которыми обращаются к нам – это категория, в первую очередь, выпускники прошлых лет и учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования.

К. ЛАРИНА: То есть, колледжи так называемые.

Е. СЕМЧЕНКО: Да. То есть, вот вопросов информирования у школьников, их всегда меньше. Это в основном выпускники прошлых лет.

И. РЕМОРЕНКО: Есть горячая линия на этом сайте.

Е. СЕМЧЕНКО: На сайте, адрес которого я повторю, ege.edu.ru, есть телефоны горячих линий всех субъектов Российской Федерации, эти телефоны работают, значит, по которым всегда любой родитель, участник экзамена может позвонить, задать свой вопрос, и получит квалифицированный ответ. Такие линии работают уже в течение многих лет.

К. ЛАРИНА: Одна из главных проблем и, как я понимаю, много было по этому поводу разговоров и жалоб – это результаты Единого госэкзамена. Жаловались люди, что задерживают, не могут опубликовать вовремя результаты, из-за этого очень нервничают и дети, которые поступают в различные вузы. Вот здесь как? Есть ли какая-нибудь вообще вот эта вилка, что называется, дедлайн на нашем языке, на нашем родном, да? Когда результаты экзамена должны быть опубликованы, и если они не опубликованы, это является нарушением.

Е. СЕМЧЕНКО: Значит, ну, я бы вот проблему, связанную с информированием о результатах Единого государственного экзамена, ну, не демонизировал, потому что на самом деле логично понятное желание любого человека, который сдает любой экзамен, будь на права, Единый экзамен, защищая диплом…

К. ЛАРИНА: Хочу знать сейчас, да.

Е. СЕМЧЕНКО: … сразу узнать свой результат. К сожалению, значит, вот сразу после Единого государственного экзамена результат узнать невозможно. Это достаточно технологичная процедура, и проверка проходит по определенному графику. Значит, на федеральном уровне Министерством образования, которое утвердило положение о проведении Единого государственного экзамена, утверждены сроки обработки результатов на федеральном уровне. Это 6 дней для обязательных предметов (русский язык и математика)…

К. ЛАРИНА: То есть, 6 дней с момента сдачи, да?

Е. СЕМЧЕНКО: Да. 4 дня для предметов по выбору и 3 дня для тех экзаменов, которые проходят в резервные дни и дополнительные сроки. После этого результаты передаются на региональный уровень, и вопрос информирования и доведения до конкретного участника результатов – это вопрос ответственности субъекта федерации. Тут нужно понимать разный как бы функционал федерального центра и регионов.

К. ЛАРИНА: А куда жаловаться?

Е. СЕМЧЕНКО: Сейчас, одну секундочку. Значит, уже многолетняя практика в субъектах федерации наработана, она связана с тем, что в абсолютном большинстве регионов существуют порталы, сайты, посвященные Единому государственному экзамену, на которых сразу после появления результатов в регионе и их утверждения государственными экзаменационными комиссиями они выставляются в режиме, значит, онлайн, что называется. Параллельно с этим регионы, образовательные учреждения доводят до детей эту информацию непосредственно через образовательное учреждение или те пункты проведения экзамена, в которых дети сдавали.

К. ЛАРИНА: Как апелляции проводятся, есть ли там какие-нибудь изменения по процедуре, что называется?

Е. СЕМЧЕНКО: Нет, процедура Единого государственного экзамена, она уже устоялась, понятна, ясна, никаких резких изменений в ней происходить не может. Значит, то же самое, никаких изменений у нас в процедуре апелляции нет. После получения результата каждый участник имеет право подать апелляцию в течение двух рабочих дней.

К. ЛАРИНА: Теперь по льготным категориям, тоже вопрос, который всех интересует. Люди путают между категориями олимпиад. Вот вопрос даже пришел к нам на сайт: а вот золотая медаль, учитывается ли она? Я думаю, что здесь, может быть, Игорь Михайлович скажет, да?

И. РЕМОРЕНКО: Ну, это уже при приеме в вузы дальше, да?

К. ЛАРИНА: Да, да.

И. РЕМОРЕНКО: Значит, напомню, что когда в 2008-м году принималось решение о введении Единого государственного экзамена, всегда обсуждалось, что есть отдельные ребята, которые имеют, ну, такие вот достаточно значимые серьезные достижения, которые могут не улавливаться Единым государственным экзаменом. Ну, вот такие очень творческие уникальные индивидуальные достижения. И тогда было принято решение, что в отношении двух групп олимпиад будут дополнительные льготы. Значит, первое – это Всероссийская олимпиада школьников, существующая с 60-х годов, достаточно устоявшаяся. Полторы тысячи победителей и призеров ежегодно – это вот ребята, которые имеют соответствующие льготы. Как правило, на то направление подготовки, по которому была олимпиада, их просто берут без всяких экзаменов сразу. Значит, второе – это олимпиады школьников. Они бывают разных уровней. Вот сейчас тоже на этот год весь перечень олимпиад и какая олимпиада какому уровню соответствует, он установлен решением Совета по олимпиадам школьников и доведен до всех вузов. Вот, собственно, с 1 июня вузы должны окончательно вывесить на своих сайтах правила поступления в вузы. И там уже будет указано и количество бюджетных мест, которое они выиграли по конкурсу среди других вузов, и те льготы, которые получают вот эти самые олимпиадники.

Что касается медалистов, то, собственно, с 2008-го года они уже никаких льгот не имеют. И значит, сейчас обсуждается, что, вообще-то говоря, надо бы учитывать, там, средний балл аттестата, некоторые уникальные индивидуальные достижения, участие в конкурсах детей, которые когда-либо были. И мы планируем в конце мая на заседании общественного совета Министерства предложить подходы, как нам уже в следующем году вот эти индивидуальные достижения тоже учитывать при поступлении в вузы. Будет вот представлен проект нормативного акта и разные подходы, развилки, идеи, как это можно делать. Но пока две олимпиады, и в этом году это правило сохранится: Всероссийская олимпиада школьников и олимпиады школьников. По олимпиадам школьников у нас более 20 тысяч ребят поступают в этом году, тоже, значит, вот эти льготы могут реализовывать. Там по ряду олимпиад это поступление так же без экзаменов, как и по Всероссийке, наиболее известному стоявшемуся, по ряду олимпиад это приравнивание, значит, экзамена к 100 баллам, как будто бы есть 100 баллов по ЕГЭ.

К. ЛАРИНА: Что-то добавите по этой теме, Евгений, нет? Теперь по поводу нарушений самых распространенных, которые все равно существуют во время проведения ЕГЭ. Какие тут гарантии могут дать представители Министерства образования и Рособрнадзора? Евгений.

Е. СЕМЧЕНКО: Ну, с самого начала проведения Единого государственного экзамена существует такая процедура, о которой вы уже спрашивали, процедура апелляции. Их два вида: апелляция по процедуре и по результатам. Вот мы с вами говорили про апелляцию по результатам, когда в течение двух рабочих дней можно ее подать, прийти, посмотреть свою работу, оспорить. Обращаю внимание, что апелляция по результатам принимается и по части А, B и C, а не только по заданиям с развернутым ответам, так называемым заданиям типа C.

Есть апелляция по процедуре, когда, допустим, существовал во время экзамена какой-то фактор, который, с точки зрения участника, мешал ему адекватно показать свои знания, свои результаты. Такую апелляцию каждый участник может подать, не выходя с экзамена, в день его проведения.

К. ЛАРИНА: То есть, когда сам факт нарушения может быть зафиксирован.

Е. СЕМЧЕНКО: Да. В каждом пункте проведения экзамена присутствует ответственный представитель государственной экзаменационной комиссии субъекта федерации, присутствует руководитель пункта проведения, помощник его. Проходит процедура рассмотрения этой апелляции, выяснение, действительно ли такой фактор был, значит, и принимается решение. Но надо сказать, что из трех миллионов человек на экзамене ЕГЭ, который проходил в прошлом году, апелляций по процедуре было подано около пяти десятков, и единицы из них…

К. ЛАРИНА: Капля в море.

Е. СЕМЧЕНКО: Да, ну, исчезающе мало.

К. ЛАРИНА: Давайте мы сейчас новости послушаем, потом вернемся в программу. Игорь Реморенко хотел добавить по этой теме, да, что-то? И обращусь уже к вашим вопросам, уважаемые слушатели. И на смс, и вот на сайте, и на Фейсбуке на страничке Ксения Ларина, милости просим, ваши вопросы принимаются.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Возвращаемся в программу «Родительское собрание». Сегодня в нашей студии замминистра образования Игорь Реморенко и начальник Управления оценки качества образования Рособрнадзора Евгений Семченко. Говорим мы о ЕГЭ 2013. Вот завершили первую часть на теме нарушений, как с ними бороться, каким образом фиксировать эти нарушения. Если Игорю Михайловичу есть что добавить по этой теме, то пожалуйста.

И. РЕМОРЕНКО: Ну, я хотел добавить о тех нарушениях, которые случаются и со стороны ребят, которые сдают экзамены…

К. ЛАРИНА: Телефоны?

И. РЕМОРЕНКО: Телефоны, да. Вот в прошлом году было 165 таких случаев, когда использовались мобильные телефоны, интернет для передачи информации. И я вот хочу просто всем напомнить, что последствия этого, ну, весьма серьезные. Ребята могут быть лишены возможности, значит, пересдать этот экзамен. И если это русский язык и математика, то получается, что они и не получают аттестат. То есть, они на год лишаются такой возможности. Если это какие-то другие экзамены, ну, там есть вариации. Если человек набрал много экзаменов по выбору, он может там… этот как бы считается несданным, другие сданы. Но 165 таких случаев. Не стоит и пытаться, в общем, использовать мобильные телефоны.

Есть и нарушения со стороны органов управления. Вообще говоря, статистика по смене начальников органов управления образованием региональных и руководителей центров обработки информации в регионах по Единому государственному экзамену, она достаточно большая. 32 руководителя потеряли свою работу региональных и 28 руководителей центров обработки информации. Это, в общем, достаточно большая и серьезная такая… серьезное действо во всех регионах.

Но, тем не менее, значит, вот я бы что здесь подчеркнул. Мы в прошлом… на одной из прошлых передач обсуждали тему, значит, учителя и выборы, значит, она такая больная. Но на самом деле вот если сравнивать Единый государственный экзамен с той практикой, которая была при обычной аттестации школьников в советское время, 90-е годы, то, в общем, всегда, что греха таить, и многие директора в этом сейчас открыто признаются, говорят об этом, была практика, когда медалистам, значит, тем, кто имеет серебряную медаль… они выходили с экзамена, сдавали ручки, значит, и дальше учителя, проверяя их работы, иногда что-то подправляли, потому что школе хотелось иметь хорошую статистику по медалистам, каких-то ребят, значит, вот они хотели поддержать, да. Иногда подходили на экзаменах, что-то шептали на ухо. Было все это, это все было практически в каждой школе раньше, и было десятилетиями. И когда вот сейчас мы от этого отказываемся, все осознали, что это необходимо отказываться, это, в общем, достаточно болезненный процесс, но он неизбежен, и к этому придется идти. Хотя иногда… вот один из руководителей региональных мне говорит: «Ну, ты понимаешь, вот иногда же учительница хорошо знает этого ребенка. И вот если он не заслуживает, она ему высокой оценки и не поставит, значит. И вот с этим надо тоже считаться». Но всем понятно, что это, в любом случае, тупиковый вариант. Все равно должна быть честная и независимая система оценивания. И, собственно, ЕГЭ вот на это отвечал, в первую очередь, что проверяет и оценивает не тот, кто учил.

К. ЛАРИНА: Вопросы от наших слушателей, пожалуйста. «Как сдают ЕГЭ дети на домашнем обучении по здоровью?», - спрашивает Елена.

Е. СЕМЧЕНКО: Ну, результаты у них… вот у меня конкретных цифр сейчас нет, их привести не могу…

К. ЛАРИНА: Ну, саму технологию.

Е. СЕМЧЕНКО: На самом деле по решению государственных экзаменационных комиссий субъектов федерации при наличии соответствующего ходатайства от школы и, там, муниципального отдела образования такие процедуры организуются для таких детей, когда выезжает туда… то есть, процедура для ребенка такая же, как стандартная. Значит, есть организатор, да, есть, значит, руководитель пункта так называемого, когда выезжают к нему на дом и проводят экзамен. При нем вскрывают так же, как у обычных детей в обычной аудитории, индивидуальный пакет, он выполняет это задание, значит, есть ответственный представитель ГЭК. Дальше работа запечатывается, обрабатывается, совершенно в стандартном, значит, режиме дальше все идет.

К. ЛАРИНА: По колледжам. «Кто обязан давать консультации выпускникам колледжа? У них же нет ни пробных экзаменов, ни консультаций», - пишет нам Лидия.

Е. СЕМЧЕНКО: Ну, вопрос о проведении пробных так называемых репетиционных экзаменов – это на самом деле инициатива исключительно субъектов федерации или даже муниципалитетов, школ. Значит, в ряде субъектов федерации есть дополнительные образовательные услуги, обращаю внимание, дополнительные образовательные услуги, когда любой желающий, будь то школьник, учащийся, может прийти и в режиме репетиции попробовать сдать Единый государственный экзамен.

Значит, по колледжам. В каждом образовательном учреждении есть человек, который должен отвечать на эти вопросы. Как правило, это завуч, или заместитель в школе, или заместитель образовательного учреждения, который координирует вопросы сдачи участниками ЕГЭ, ответственный за сбор базы данных. То есть, в каждом образовательном учреждении такой человек есть.

К. ЛАРИНА: Ну, то есть, выпускники колледжей, они тоже сдают Единый госэкзамен, если они собираются поступать дальше в высшее учебное заведение, да?

Е. СЕМЧЕНКО: Да.

К. ЛАРИНА: Обязательно они сдают, то есть, по той же схеме.

И. РЕМОРЕНКО: Ну, для ряда выпускников колледжей есть так называемые программы сокращенной подготовки, когда в колледже он изучал, ну, какие-то дисциплины, которые пересекаются с теми, что были в вузе. И тогда вуз для них объявляет прием по сокращенной программе, они учатся меньшее число лет. Но это все можно найти на сайте вуза, вот, собственно, в тех правилах приема, которые в окончательной редакции уже 1 июня везде появляются.

К. ЛАРИНА: Вопрос пришел на сайт до начала программы. «В 11-м году Любовь Глебова (это бывшая глава Рособрнадзора) объявила о старте эксперимента по отделению процедуры ЕГЭ от Минобрнауки. Первый этап проекта был рассчитан на 2 года, - пишет наш слушатель. – Предполагалось сравнить различные модели независимой сдачи ЕГЭ. Каковы результаты эксперимента?»

Е. СЕМЧЕНКО: Значит, речь шла не об отделении ЕГЭ от Минобрнауки, а отделении процедуры от вообще системы образования. И проводился эксперимент по так называемым независимым центрам сдачи Единого государственного экзамена. В этом году, значит, у нас участвовало в этом эксперименте 6 субъектов федерации. Там проходили эти апробации, были апробированы разные модели, и результаты мы широко обсуждали вместе со всеми субъектами федерации в этом году, не только с теми, кто принимал участие непосредственно со всей страной в период подготовки к проведению ЕГЭ и проведению так называемых межрегиональных совещаний. То есть, со всеми регионами в этом году мы такую работу проделали. В принципе, результаты нам говорят о технической возможности такой процедуры. Но есть еще большое количество вопросов, которое необходимо будет прорабатывать и в дальнейшем. И соответствующую работу мы вместе с Министерством образования и науки запланировали на ближайшие годы. Ну, там вопросы в том числе кадрового обеспечения этих центров, финансирования, изменения, возможные изменения нормативно-правовой документации и так далее. То есть, пока это, ну, среднесрочная перспектива, которая, ну, не в ближайшие вот год-два будет реализована. Я хотел бы, пользуясь случаем, еще раз обратить внимание, что никаких серьезных изменений в процедуре проведения ЕГЭ вот этого 2013-го года нет.

К. ЛАРИНА: Будут ли приглашены на сдачу ЕГЭ общественные наблюдатели?

И. РЕМОРЕНКО: Ну, вот это очень серьезная тема, и хорошо про нее, действительно, сказать. У нас было некое снижение числа общественных наблюдателей в прошлом году по простой причине: что мы запретили вообще среди общественных наблюдателей быть работникам образования и работников органов управления образованием. Значит, было в 11 году 38 тысяч общественных наблюдателей, в прошлом – 34. Мы сейчас обратились в 74 общественные организации, есть обращение Общественной палаты, что, дорогие граждане, коллеги, пожалуйста, участвуйте в общественном наблюдении. Это может быть не только интересно, но это и определенный гражданский поступок…

К. ЛАРИНА: Родители могут принимать участие в этом?

И. РЕМОРЕНКО: Родители могут принимать участие в этом. Ну, наверное, не на тех пунктах, где сдают их дети, значит, но если не работники системы образования, они могут вполне это делать. Значит, Общественная палата обращается, что нужно просто прийти в орган управления образованием, получить аккредитацию и стать вот этим общественным наблюдателем, выбрав, там, определенное подходящее для человека время, чтобы участвовать. Это действительно нужное гражданское дело, просим всех активно в этом участвовать.

К. ЛАРИНА: Вопрос, который сейчас пришел на смс: «Вам не кажется, что вводить учет прошлых достижений со следующего года нечестно по отношению к выпускникам? Они уже ничего изменить не смогут», - пишет Анна. Ну, это неизбежно, когда что-то вводится новое – ну, что тут поделать, да?

И. РЕМОРЕНКО: Ну, по отношению к нынешним выпускникам… но, с другой стороны, ведь правила-то едины сейчас для всех, мы не меняем… у нас, собственно, и контрольно-измерительные материалы, сами экзаменационные работы меняются год от года. Какие-то задания выпадают, какие-то появляются новые. Поэтому это такой… это везде в мире неизбежный факт, правила, да, иногда совершенствуются.

К. ЛАРИНА: Так. «Владеете ли вы информацией по выпускникам детских домов?» - спрашивает Антон. Там какой-то особый случай, особая процедура? Или там у них льготы есть какие-то?

И. РЕМОРЕНКО: Ну, смотрите, это такая тема сейчас звучащая. Значит, дело вот в чем. За последний 20 лет число ребят, которые образование получали непосредственно прямо в детском доме, детский дом реализовывал общеобразовательную программу, вот число таких детских домов, реализующих школьную программу, оно все время уменьшается, сокращается очень сильно по той причине, что развивается практика, когда ребята ходят в обычную школу вместе с обычными ребятами. Это вот, так сказать, во всем мире принято, такой факт. В этом смысле в статистике они уже не фигурируют как…

К. ЛАРИНА: … отдельная группа, да?

И. РЕМОРЕНКО: … те, кто, да, сироты, которые там живут, они, в общем-то… Надо сказать, что вот на этой неделе мы изучали практику даже среди умственно отсталых, вот как они движутся. У нас их очень много. У нас среди…

К. ЛАРИНА: Скажем так: дети с проблемами развития.

И. РЕМОРЕНКО: Ну, это я, к сожалению, пользуюсь терминологией устоявшейся. У нас вот дети с проблемами, с ограниченными возможностями здоровья, их 205 тысяч детей. Но среди них имеющих определенные нарушения интеллектуального свойства 138 тысяч – очень много. То есть, и в отношении этих ребят тоже там много чего надо менять и совершенствовать, чтобы не закрывать им любые возможности повысить свой образовательный уровень.

К. ЛАРИНА: Ну что же, я еще раз напомню, что у нас в студии представители Министерства образования и науки. И давайте мы – все-таки я обещала несколько телефонных звонков послушать – давайте мы это сделаем. Я напомню номер телефона: +7-495-363-36-59. Мы сегодня говорим о Едином госэкзамене, который начинается, напомню, первый экзамен состоится 27-го числа. Дорогие гости, вы можете взять наушники, для того чтобы слышать вопросы аудитории. И еще раз телефон напоминаю: +7-495-363-36-59. ЕГЭ и все, что с ним связано. Вопросы от учащихся, и от родителей, и от педагогов, кстати, от учителей тоже вполне приветствуются. Дорогие друзья, пожалуйста. Але, здравствуйте. Але. Але.

СЛУШАТЕЛЬ1: Але, добрый день.

К. ЛАРИНА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ1: Меня зовут Михаил, город Казань.

К. ЛАРИНА: Да, Михаил.

СЛУШАТЕЛЬ1: У меня есть вопрос. Скажите, пожалуйста, будет ли отменен в Татарстане обязательный экзамен по татарскому языку? Поскольку во всей России сдают два обязательных экзамена, а у нас в Татарстане сдают три обязательных экзамена.

К. ЛАРИНА: То есть, у вас русский, математика и обязательный татарский.

СЛУШАТЕЛЬ1: Да, обязательный, и в 9-м классе, и в 11-м классе.

К. ЛАРИНА: Вопрос, да. Спасибо вам, Михаил. Пожалуйста, кто может ответить на этот вопрос? Он не первый раз возникает, это там тема такая больная, болезненная, скажем так, связанная с национальными языками в национальных республиках. Вот эта вот борьба за первенство русского государственного и местного государственного.

И. РЕМОРЕНКО: Это действительно не в первый раз проблема возникает. Надо сказать, что это не часть государственной итоговой аттестации, это часть обычной аттестации, которую проходят дети на допуске к другим экзаменам Единого госэкзамена. Но вообще говоря, тема доходила и до Конституционного суда. То есть, там был ряд судов, в том числе Конституционный суд, который вынес свой вердикт, что, вообще говоря, по региональному закону, какой есть соответствующий закон о языке в Татарстане, это законная практика, и значит, школы могут это делать так, как это делают в Татарстане. Ну, вот мы закон этот исполняем.

К. ЛАРИНА: Не знаю, мы про это спорили и про это говорили. Конечно же, на взгляд людей… как мы поняли, что Михаил – конечно же, представитель так называемой, если так говорить, русскоязычной семьи, и понятно, что он там переживает за своего ребенка. Может быть действительно такие национальные языки стоит все-таки, что называется, по выбору сдавать, да? Особенно учитывая, если человек там остается, если ему важно татарский язык знать, если мы говорим о Татарстане, и учиться на этом языке дальше. Не знаю. Но вообще эту тему вы никогда так отдельно не поднимали на совещаниях внутренних? Это не является проблемой, которая требует какого-то решения?

И. РЕМОРЕНКО: Поднимали, и не один раз. Но вот надо иметь в виду, что мы все-таки орган исполнительной власти.

К. ЛАРИНА: Ну, понятно, да, да.

И. РЕМОРЕНКО: И у нас есть предписание Конституционного суда как бы, где эта проблема серьезным образом разбиралась. И вот решение такое, что регион может издать здесь свой закон, это второй государственный язык…

К. ЛАРИНА: То есть, это региональные власти должны принимать решение?

И. РЕМОРЕНКО: Это компетенция регионов.

К. ЛАРИНА: Але, здравствуйте. Але.

СЛУШАТЕЛЬ2: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ2: Это Москва, Лариса.

К. ЛАРИНА: Да, Ларис.

СЛУШАТЕЛЬ2: Скажите, пожалуйста, нужно ли сдавать ЕГЭ школьнику, если у него по этому предмету диплом Всероссийской олимпиады?

Е. СЕМЧЕНКО: Ну, автоматически…

СЛУШАТЕЛЬ2: Ну, вот, в частности, по истории.

Е. СЕМЧЕНКО: Значит, ребенок может сдать Единый государственный экзамен. История по выбору, он может его сдать. Но дальше надо просто смотреть, каковы правила приема в тот вуз, куда вы собираетесь поступать. Вот, как правило, на аналогичное направление подготовки наличие диплома победителя Всероссийской олимпиады приводит к тому, что этот ребенок просто берется без экзаменов. Это зависит от направления подготовки.

К. ЛАРИНА: А если призеры?

Е. СЕМЧЕНКО: Ну, вот, победители и призеры. Это надо будет узнать 1 июня в своем вузе, то или иное направление подготовки, принимаются ли туда. Если есть какие-то проблемы, обратиться. Но, как правило, это прием без экзаменов, если это Всероссийская олимпиада.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

Е. СЕМЧЕНКО: Вот у нас иногда путают. Я просто хочу обратить внимание: есть просто олимпиады школьников, а есть Всероссийская олимпиада школьников. Всероссийская – полторы тысячи победителей, олимпиады школьников – более двадцати тысяч. У них разные льготные правила.

К. ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста. Але, здравствуйте. Але. Говорите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ3: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ3: Меня зовут Гюзель, я из Москвы. Скажите пожалуйста, можно ли оборудовать видеокамерами те аудитории, в которых дети сдают экзамены, и сделать трансляцию онлайн? Вот…

К. ЛАРИНА: Хороший вопрос. Тогда и наблюдатели не нужны.

Е. СЕМЧЕНКО: Гюзель, значит, в разных субъектах федерации есть разная практика по поводу видеокамер. В каких-то регионах принимается решение о централизованной закупке видеооборудования и организации или записи, или онлайн трансляции. То есть, с технической точки зрения, это возможно сделать, но решение об этом принимает исключительно субъект Российской федерации, это полностью региональная ответственность. И на самом деле вот такая практика есть, и она, ну, как бы расширяется по стране. Это в том числе зависит и от финансовых возможностей региона.

К. ЛАРИНА: Да, здесь важно тоже понимать, что мы же оцениваем не только поведение детей, которые сдают экзамены, может быть, не столько, сколько поведение тех, кто этот экзамен принимает, контролирует его проведение, кто находится в этой же аудитории, вот о чем уже Игорь Михайлович сегодня говорил. Так, еще звонок, пожалуйста, але, здравствуйте. Але?

СЛУШАТЕЛЬ4: Але.

К. ЛАРИНА: Да-да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ4: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ4: Эдуард, Москва.

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ4: Внук у меня – иностранец. Я бы хотел задать два вопроса.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста. Вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ4: Первый: где получить полный перечень квот, которыми обладают уже вузы? Был проведен тендер, и я посмотрел на сайте Минобрнауки, там укороченный список, там нет МГУ, там нет Вышки. На мой вопрос, а где их посмотреть, отослали в Совмин, я не нашел.

К. ЛАРИНА: Так.

СЛУШАТЕЛЬ4: Это первый вопрос: где посмотреть полный список? Второй: вот это алгоритм для дорожной карты, прекрасно расписанный, как поступать по квоте в Вышку. Во всех остальных вузах, включая МГУ, там, Физтех и многие другие уважаемые, абсолютно мутно, абсолютно непонятно, каким образом надо вести себя, как это двигаться надо, чтобы по квоте можно было поступить. Вот это второй вопрос: почему бы не сделать везде хотя бы так, как это в Вышке?

К. ЛАРИНА: Понятны вопросы, господа, да? Могу отключить нашего слушателя, вы будете отвечать, да? Спасибо вам, Эдуард. Ну? (смеется) Как дети…

И. РЕМОРЕНКО: Значит, тут надо решить, иностранец – это СНГ, или не СНГ, да? От этого зависит, там…

К. ЛАРИНА: А, здесь есть разница?

И. РЕМОРЕНКО: Ну, давайте мы посмотрим действительно. Если в Вышке как-то это образцово-показательно прописано, может быть, действительно стоило бы рекомендовать вузам так же это и прописывать. Но действительно там есть масса нюансов, потому что есть квоты на бесплатное обучение для иностранцев, они проходят через Министерство образования и науки и распределяются по вузам, а есть просто возможность поступать иностранцу на тех правилах, которые устанавливаются в вузе. Вот, собственно, 1 июня это все опубликуется. Значит, вот если… я услышал проблему, что МГУ и Вышка, значит, не фигурируют среди квот, которые министерством представлены. Давайте мы этот вопрос посмотрим и, может быть, поменяем информацию сайта тогда.

К. ЛАРИНА: Возвращаюсь к началу разговора. Вы сами сказали, что Единый госэкзамен год от года по части нервной обстановки… как-то успокаивается вокруг него атмосфера, и сегодня это уже почти будничное мероприятие. И даже я здесь вижу по звонкам и по смскам, которые присылают наши слушатели, что школьники с каждым годом все меньше и меньше боятся этой процедуры. Я могу вам сказать тоже и по своему опыту, что все равно сын мой, который в прошлом году закончил школу и сдавал ЕГЭ, сказал, что как раз вполне себе понятная процедура и ничего страшного в ней нет, если ты готовишься. Но вот в связи с этим, в связи с тем, что как бы инструмент понятен, можно там совершенствовать какие-то нюансы, но теперь он понятен. Мы с вами понимаем, что на выходе уровень знаний… в смысле, ЕГЭ оценивает не только уровень знаний самого школьника, но и профессиональный уровень учителей, которые его учат. Вот если к этой теме обратиться, что можно сказать об общем уровне подготовки к ЕГЭ не как к процедуре, а именно как к конечному итогу, да? Человек, который проучился 11 лет в школе. Можно ли здесь говорить о каких-то сущностных вещах, которые требуют срочного вмешательства именно в работу преподавателей? Что здесь не так? Они же тоже переживают, они же тоже понимают, мы сами про это говорили, что им важно, чтобы оценка была высокая, потому что они за это несут ответственность. Потому что, если что, это претензии не только к ученику, который плохо учился или плохо подготовился, но, собственно говоря, к работе педагога.

Е. СЕМЧЕНКО: Ну, первое, что хочется сказать – что вот уже третью пятилетку проведение Единого государственного экзамена в стране мы не устаем повторять о том, что нельзя по результатам ЕГЭ оценивать ни субъект федерации, ни муниципалитет, ни школу, ни, тем более, учителя. Это невозможно.

К. ЛАРИНА: Увы, все равно это происходит именно так.

Е. СЕМЧЕНКО: Чтобы более или менее адекватно сравнить два объекта по результатам ЕГЭ, нужно учитывать не менее еще, там, 25-30 факторов, как нам говорят профессионалы. Ведь, представьте, две разные школы. Значит, школа, в которой был проведен отбор детей, где сильные педагоги, хорошая связь с вузами, все прекрасно организовано – там средний балл один. Это если мы говорим про среднее. Значит, есть школа, ну, так называемая в социально неблагополучном районе – там результат совсем другой. Но за этот условно низкий результат директору и всему педагогическому коллективу нужно ставить памятник при жизни, потому что альтернативой такому, казалось бы, низкому, ну, с общей точки зрения, результату, альтернатива была бы, значит, улица, там, не дай бог, подростковая преступность и так далее. Это первый момент.

Значит, второй, связанный с количеством участников ЕГЭ. Как можно сравнить две школы, в которых разные средние баллы, допустим, по физике, но в одной 100% выпускников сдавало этот экзамен, а в другой – 2 или 1? Это тоже, ну, мы с вами это понимаем, несерьезно. Значит, я бы тут говорил о работе содержательной, и, в первую очередь, которой занимается наш Федеральный институт педагогических измерений и институты переподготовки и повышения квалификации учителей в регионах. После проведения экзамена на разных площадках, начиная с июля, но, как правило, это августовское педагогическое совещание, широко обсуждаются результаты ЕГЭ как на федеральном уровне, так и в каждом конкретном субъекте и муниципалитете. Для того, чтобы дать соответствующие рекомендации авторам стандартов, авторам учебников, учителям, методистам, педагогам и детям по тому, как возможно, какие есть возможные направления совершенствования педагогической работы непосредственно в образовательных учреждениях. Такая работа действительно во всех регионах как бы проходит.

К. ЛАРИНА: У нас этот год особенный, он проходит под знаком диссертационных скандалов. В связи с этим философский вопрос, наверное, уже последний: как все-таки изменить сознание общества, чтобы списывать неприлично в любом возрасте, хоть в младшем школьном, хоть в старшем?

Е. СЕМЧЕНКО: Ну, на самом деле такие изменения уже реально проходят. Ведь, обратите внимание, вот Игорь Михайлович в начале нашей встречи говорил о практике, которая была еще раньше в школах, списывание и так далее – и кто бы это обсуждал? Ну, подумаешь, списали. А сейчас вот в связи…

И. РЕМОРЕНКО: Неприлично.

Е. СЕМЧЕНКО: … да, в связи вот в том числе с введением ЕГЭ, изменением вот такого сознания граждан, каждый факт списывания, он уже приобретает, ну, масштаб страны. Говорят: «Как, вы видели? На ЕГЭ там где-то кто-то списал, значит, один, там, из миллиона».

К. ЛАРИНА: То есть, это уже событием становится.

И. РЕМОРЕНКО: Да, и в том числе часть вот апелляций по процедуре проведения экзамена, о чем я говорил, оно связано именно с тем, что участники экзамена видели, что кто-то пользовался мобильным телефоном, пользовался шпаргалкой. И участник экзамена понимает, что тот, кто списал, он может занять его место в вузе. Поэтому подается такими участниками, такая практика есть, апелляция по процедуре.

К. ЛАРИНА: Товарищи, берегите свои знания – это ваш единственный главный капитал, - обращаюсь я ко всем участникам процесса.

И. РЕМОРЕНКО: И не списывайте.

К. ЛАРИНА: Да. Игорь Реморенко и Евгений Семченко сегодня наши гости. Спасибо вам большое.

Е. СЕМЧЕНКО: Спасибо.

И. РЕМОРЕНКО: Спасибо.