Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу
«О реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования»
17 января 2013 года
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Позвольте доложить о ходе проекта по модернизации общего образования в 2012 году и планируемых результатах на 2013 год и проект в целом.
Слайд 2
Реализация проекта началась в 2011 году.
Ключевой целью проекта стали системные изменения школьного образования: улучшение условий обучения, открытость системы, внедрение современных образовательных технологий. Все эти изменения сопровождаются обязательным доведением средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны.
Идеология проекта модернизации региональных систем общего образования состоит в переходе от поддержки лидеров (в рамках Национального проекта «Образование» и инициативе «Наша новая школа») к повсеместному распространению накопленных лучших практик и масштабных изменениях в нашем школьном образовании.
Во всех регионах сегодня действуют согласованные с Минобрнауки России комплексы мер по модернизации региональных систем общего образования. В них отражены основные параметры реализации проекта и направления расходования средств.
Средства федерального бюджета доводятся до регионов через предоставление субсидий.
Слайд 3
Общий объем финансирования проекта из федерального бюджета на 2011-2013 гг. составляет 120 млрд. рублей (в 2011 г. – 20 млрд. руб., 2012 г. – 60 млрд. руб., 2013 г. – 40 млрд. рублей). Дополнительно регионы на нужды модернизации выделили за 2011 г. – около 9 млрд. руб., в 2012 г. – около 11 млрд. руб. В 2013 г. мы ожидаем, что эти объёмы также возрастут. Отмечу, что дополнительные расходы регионов на повышение заработной платы учителей за 2011 г. составили 5,1 млрд. руб., за 2012 г. (оценочно) - 4, 9 млрд. руб.
Справочно:
Сумма получилась меньше чем за сентябрь-декабрь 2011 г., т.к. снизилась численность учителей, а также отсутствуют данные за декабрь (когда зарплата должна подрасти заметно и это повлияет на прирост).
В расчете учитывались только те субъекты Российской Федерации, в которых заработная плата за этот период выросла. Субъекты Российской Федерации, в которых произошло снижение зарплат, не учитывались.
Затраченная сумма в 2012 году оценивалась как сумма приростов средней зарплаты за каждый отдельный месяц, умноженных на численность учителей. В 2011 - как прирост средней зарплаты в целом за 4 месяца, умноженная на численность учителей.
Слайд 4
Основные направления расходования средств федеральной субсидии:
приобретение оборудования, в том числе для спортивных залов и библиотек;
повышение квалификации учителей;
пополнение фондов школьных библиотек;
капитальный ремонт школ;
мероприятия по энергосбережению;
приобретение автобусов для подвоза учащихся в базовые школы.
Слайд 5
Необходимым условием предоставления субсидий являются обязательства регионов не только по улучшению условий обучения, но и по доведению средней зарплаты учителей до средней по экономике региона.
Размер субсидии определяется по формуле с учетом численности школьников в городской и сельской местности с удвоенным коэффициентом для сельской местности.
Слайд № 6
В ноябре 2011 года в среднем по стране заработная плата учителей выросла на 38 % по сравнению с ноябрем 2010 года, а в ноябре 2012 года прибавила еще 17,6 % и составила 25 680 рублей. Наибольшее повышение произошло в таких регионах как:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Москва
Ненецкий автономный округ
Чукотский автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Магаданская область
Сахалинская область
Республика Саха (Якутия)
Мурманская область
Камчатский край;
наименьшее – в
Республика Дагестан
Республика Калмыкия
Республика Северная Осетия — Алания
Республика Адыгея
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская республика
Брянская область
Республика Марий Эл
Республика Алтай
Кировская область
Средняя заработная плата учителей в ноябре 2012 года в 80 субъектах Российской Федерации превысила среднюю заработную плату по экономике соответствующего региона за этот же месяц (прогнозные данные по средней заработной плате по экономике, официальные будут после 20 января). Наибольшее превышение в
г.Москве, Ханты – Мансийском автономном округе – Югре, Ленинградской области, Пермском крае, Мурманской и Тюменской областях. Пока в отстающих - Республика Адыгея, Забайкальский край, Республика Ингушетия.
По оперативной информации в соответствии с обязательствами регионов к концу 2012 года во всех субъектах Российской Федерации данный показатель выполнен.
Это удалось сделать в том числе потому, что своевременно и эффективно были введены механизмы нормативного подушевого финансирования и новая система оплаты труда.
Слайд 7
Основные результаты проекта в 2012 году представлены на слайде. Прокомментирую некоторые из них.
Оборудование. Это основное направление расходования средств и в 2011 и в 2012 годах является приобретение оборудования.
Здесь большее внимание мы уделили оборудованию сельских отдаленных школ, в том числе оборудованию для организации дистанционного обучения. Эту тенденцию планируем сохранить и в следующем году.
Пополнение фондов школьных библиотек. В 2012 году в три раза увеличился объем средств, направленных на пополнение фондов школьных библиотек. Мы знаем, что именно недостаточное количество бесплатных учебников вызвало многочисленные обращения родителей в разные инстанции. Отмечу, что произошло пополнение 78 процентов всех библиотек школ. И в 2013 году мы планируем завершить эту работу во всех школах России.
Повышение квалификации учителей. В первую очередь необходимо сказать о кадровых изменениях. Мы перешли к обязательной аттестации учителей не реже одного раза в 5 лет с условием подтверждения занимаемой должности. Кроме того, четвертая часть всех учителей прошла в этом году повышение квалификации и готова работать по новым школьным стандартам. В 2013 г. введём новые единые профессиональные стандарты и оценка труда учителя будет сопоставима на всей территории Российской Федерации.
Капитальный ремонт. В 2012 году в связи с многочисленными обращениями руководителей регионов, школ, родителей было введено новое направление расходования средств - капитальные ремонты и реконструкции школьных зданий. Всего на реализацию мероприятия «проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений» направили средства федерального бюджета 60 субъектов Российской Федерации, хотя необходимость в проведении капитальных ремонтов есть практически везде. Поэтому в текущем году стоит задача активизировать эти процессы в регионах.
Слайд 8
Проект реализуется в условиях максимальной информационной открытости. Социологические исследования позволяют сделать вывод о том, что происходящие изменения вызывают живой интерес у разных категорий населения: учителей, учеников, родителей.
94 процента респондентов отмечают, что знают о проекте модернизации, почти две трети из них могут назвать её направления; 76 процентов оценивают результаты как положительные и удовлетворительные (опрос ФСО в феврале 2012 года).
Вместе с тем, участники опроса отмечают, что по некоторым направлениям работа недостаточна. Среди них называют :
наличие современного ремонта – 41 процент;
возможность узнать о посещаемости и успеваемости ученика через интернет или мобильный телефон – 34 процента;
возможность свободного доступа в интернет в любой точке школы – 33 процента;
наличие хорошей столовой и вкусных обедов – 34 процента.
При этом учителя и директора школ отмечают увеличение «бумажной» нагрузки на школу.
Слайд 9
Анализ реализации комплексов мер по модернизации региональных систем образования в 2011-2012 годах, социологические исследования, работа с регионами позволили сформировать приоритетные задачи и ожидаемые результаты на текущий год. Учитывая, что 2013 год является завершающим в части федерального финансирования проекта, мы планируем:
обеспечить каждую начальную школу страны мультимедийным комплектом оборудования для проведения наглядных, интересных учебных занятий с использованием электронных образовательных ресурсов (компьютер, интерактивная доска, проектор);
обеспечить все базовые сельские школы, где учатся дети из других посёлков, в обязательном порядке школьными автобусами. Сейчас ведём активную работу с Минтрансом России и ГИБДД по обеспечению условий для безопасной перевозки детей;
обеспечить возможность для каждого старшеклассника освоить интересный ему профиль обучения с использованием дистанционных технологий. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто живет в отдалённых сёлах;
обеспечить повышение квалификации всех учителей начальной и основной школы по новым стандартам;
обеспечить всех учеников бесплатными учебниками в рамках стандарта;
обеспечить каждую школу водоснабжением, канализацией, туалетами в соответствии с санитарными нормами;
значительно сократить количество школьных зданий, нуждающихся в капитальном ремонте.
Особая наша задача - сокращение объемов и видов предоставляемой общеобразовательными учреждениями отчетности. У нас действует уникальная система мониторинга проекта МРСО, которая охватывает 45 158 школ. Министерство в течение полугода планирует отказаться от дублирования запросов, а также унифицировать различные федеральные мониторинги («Наша новая школа», «Модернизация региональных систем общего образования»). Мы введём в эксплуатацию единую автоматизированную информационную систему мониторинга сферы образования, позволяющую консолидировать существующие на всех уровнях управления образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой аналитического хранения, а также содержащую количественную и качественную информацию о школах.
В соответствии с Поручением Председателя Правительства нам предстоит расширить, начиная с 2013 года проект МРСО за счет включения в него программ модернизации дошкольного и дополнительного образования детей. Это даст возможность объединить все проекты, связанные с увеличением зарплат работников образования и связанные с этим эффекты модернизации региональных систем образования – в один комплексный проект.