Редактор отдела образования «КП» Александр Милкус расспросил статс-секретаря Минобрнауки Наталью Третьяк о том, что на самом деле будет заложено в одном из самых обсуждаемых документов нашего времени.
− Наталья Владимировна, почему так долго и мучительно проходит этот закон? Я знаю десятки других документов, которые прошли все чтения в Госдуме и были утверждены президентом за несколько дней, чуть ли не автоматом. А тут обсуждение, потом еще одно, и еще одно… Неужели так сложно закон довести до ума?
− Меня не удивляет то, что именно этот закон вызывает такой большой интерес в обществе. У нас около 30 миллионов дошкольников, школьников, студентов.
Еще почти 10 миллионов работают в системе образования и науки. Так что в каждой семье кто-то либо учится, либо учит. Действительно законопроект обсуждался очень долго - больше двух лет. Зато теперь мы можем сказать, что он написан самим обществом. На сайте министерства каждый житель страны мог предложить свою поправку в проект, и во многом благодаря общественному обсуждению закон стал значительно лучше.
− Ну я бы не спешил считать законопроект народным. Вот профсоюзы учителей считают по-другому. Они утверждают, что из закона исчезли гарантии сельским учителям по оплате ЖКХ и методической литературы. Нет и нормы, гарантирующей учителям зарплату равную средней по экономике региона…
− Все эти нормы сохранены. Все социальные гарантии, которые предусмотрены действующим законом «Об образовании» (он был прият в 1992 году - Авт.), сохранены в новом проекте закона. Статья 114 содержит требование о том, что социальные гарантии и учителей, и студентов будут сохранены в том объеме, в котором они существуют сейчас. Они не могут быть уменьшены ни регионами, ни на федеральном уровне. Более того, в отличие от действующего, новый закон предусматривает конкретные механизмы реализации этих гарантий. А еще закон наделяет органы управления регионов дополнительными полномочиями по установлению мер социальной поддержки работников и студентов. Этого раньше тоже не было.
Бесплатность образования законом гарантирована! Государство обеспечивает бесплатность и доступность дошкольного, общего и высшего образования. Впервые закреплена доступность среднего профессионального образования, которое прежде получали на конкурсной основе. Впервые закон закрепляет возможность получения высшего образования бесплатно не только в государственных, но и в негосударственных учреждениях на бюджетных местах. Предусмотрена возможность получения субсидий негосударственными учреждениями на реализацию программ общего или дошкольного образования, на компенсации родителям.
Закон впервые вводит понятие «сетевого взаимодействия». Теперь каждый ученик, каждый студент может выбрать образовательные программы и учебные курсы не только в одной школе или вузе, но и в других учреждениях. Это важно для детей, которые связали свою судьбу с искусством, спортом, культурой. Например, ребятам, которые занимаются серьезно спортом, могут зачесть эти результаты по предмету «физкультура» в школе и им не нужно будет посещать эти занятия. Закон подробно регламентирует обеспечение стипендиями. Законодательно закрепляется право органов студенческого самоуправления влиять на определение размера стипендии. При этом закон не ограничивает максимальный размер стипендии, но устанавливает ее минимальный размер. Впервые вводится норма, обязывающая корректировать норматив стипендиального обеспечения с учетом инфляции.
− Вы говорите, что в законе заложена компенсация учителям за методическую литературу. А профсоюзы утверждают, что эти нормы исчезли.
− В соответствии с законом будет увеличен должностной оклад учителя на размер компенсации. Эта норма распространяется и на доплаты за ученые звания и степени, которые сейчас выплачиваются отдельно, а по сути составляют часть должностного оклада.
− Вообще, на мой взгляд, уровень зарплат учителей и вузовских преподавателей не должен был бы быть прописан в законе «Об образовании». Финансовые документы - из другой «оперы». Я вообще считаю, что уровень зарплат учителей не должен быть так жестко привязан к экономике региона. Им платить надо как военным, оклад которых не слишком зависит от региона, где они служат.
− Закон определяет общие положения, в том числе экономические принципы образовательной политики. Зафиксировано, что норматив финансирования образовательного учреждения должен предусматривать расходы на заработную плату при условии, что средний размер заработной платы педагогического работника не должен быть ниже, чем установлен решениями президента и правительства. Вы знаете, что по указу президента уже в этом году средняя зарплата учителей будет доведена до уровня средней заработной платы по экономике региона.
Увязка в законе нормативов, установленных президентом и правительством, и подходов к формированию расходов на образование, вполне оправдан. Таким образом с одной стороны, создаются финансовые гарантии обеспечения образования, с другой достойного уровня оплаты труда для педагогов.
− Давайте пройдем по главным проблемам, за которые критикуют законопроект. Первое: теперь закрытие малокомплектных сельских школ будет происходить не после схода граждан, а по решению органов управления на местах…
− В нынешнем варианте законопроекта реорганизация либо ликвидация любых образовательных учреждений, а не только сельских школ, - возможна только после оценки последствий принятия такого решения. Эта оценка должна даваться специальными комиссиями, которые будут формироваться при участии родителей, учащихся, студентов и граждан, проживающих на данной территории.
− Я уже вижу, как глава администрации составляет комиссию из преданных ему людей и школу закрывают в считанные дни…
- Если граждане видят необходимость в сохранении школы, они должны активно участвовать в деятельности такой комиссии. При этом исходить нужно из интересов детей в получении качественного образования. В этом смысле законопроект направлен на создание системы, позволяющей получать качественное образование, в том числе детям обучающимся в сельских школах.
Сетевое взаимодействие - это возможность получения образования не только в школе. Закон впервые прописывает нормы о том, как можно получить дистанционное образование. В Челябинской области, например, уже проводят дистанционное обучение в сельских школах. Да, детей мало. Да, нельзя обеспечить высокий уровень преподавания физики или химии. Но теперь есть возможность получить это образование в удаленном дистанционном режиме. И это будет способствовать сохранению сельской школы.
− Следующая проблема: у нас теперь не останется гимназий и лицеев, все учебные заведения будут финансироваться как обычные школы. То есть подготовка одаренных детей, чем всегда славилось образование в Советском Союзе, в России - будет потеряна.
- Это один из мифов, никак не связанных с реальным текстом законопроекта, в котором большое числе норм посвящено образованию талантливых детей. Лицеи и гимназии сохранят свои наименования, при этом дополнительно получат возможность реализации программ дошкольного и дополнительного образования.
Раньше, например, гимназия не могла реализовывать программы естественно-научного цикла потому что это выходило за рамки вида, который был ей установлен. По той же причине она не могла реализовывать программы для детей с проблемами здоровья. Теперь же любое образовательное учреждение, в зависимости от потребностей граждан, может реализовывать разные программы: в школе могут быть классы и с гимназическими программами, и с лицейскими, и для детей с отклонением в развитии, и спортивные классы.
− Но прежде гимназии и лицеи получали доплаты из бюджета потому что в них программы сложнее, чем в обычных школах…
− Школы получают деньги в зависимости от того, сколько в них учеников и по каким программам они обучаются. Новый закон предусматривает, что при финансировании будут учтены уровень и направленность программ. Например, программы для детей с отклонениями в развитии, для детей-сирот. А в отношении сельских школ прямо указано, что нормативы финансирования должны быть выше.
− То есть чем более сложная программа...
- ... тем больше финансирование. Например, если вводится программа, требующая сопровождения детей с отклонением в развитии, и бюджет у школы станет больше. Новый закон делает упор на инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не значит, что отменяются специальные общеобразовательные учреждения для таких детей. Но по какой форме будет обучаться их ребенок - в специализированном учреждении или в обычном общеобразовательном учреждении, - решать родителям. Будет учитываться и мнение психолого-медико-педагогических комиссий, которые дадут рекомендации по наиболее подходящим для ребенка формам обучения.
− Скажите честно, директор гимназии, лицея, получив новый закон, сможет прийти в свое роно и сказать: у нас программа более сложная, чем в обычной школе, платите больше!
− Норматив финансирования определяется региональными органами власти с учетом вышеназванных правил. Директор школы вправе потребовать финансирования в соответствии с нормативом.
− А те скажут: денег нет, если ты такой умный - иди собирай с родителей.
- Не смогут, закон не позволит. Существует процедура участия общества в принятии ключевых решений. Здесь мнение, в том числе и педагогического сообщества, и родителей нельзя не учитывать.
А еще, что очень важно, закон впервые закрепляет возможность проведения опытно-экспериментальной деятельности в системе образования, задает механизмы, позволяющие системе развиваться. Тот лучший опыт, который возникнет в рамках эксперимента, можно будет отработать и превратить в систему. Действующий закон таких норм не содержит. Поэтому зачастую было очень сложно вводить новое в системе образования.
− Вопрос про оплату обучения в детских садах, присмотра за ними и ухода. Сейчас по закону родители должны платить не больше 20 % реальной стоимости, в которую обходится содержание малыша в саду. А теперь гарантируется только бесплатное обучение, на родителей взвалят плату за то, что дети будут спать в садике, питаться…
− По сравнению с существующим порядком, новый закон не меняет ничего. И сейчас родители платят за присмотр и уход, а оказание образовательных услуг бесплатно. Для многодетных семей и других льготников существует целая система помощи. Более того, многие регионы имеют еще более низкий порог возмещения родителями платы. Ничего не изменится и с принятием нового закона.
− 20 % - и ни копейкой больше?
- Как было, так и останется. И еще меньше для многодетных семей. А для детей-сирот - бесплатно.
− Наталья Владимировна, не является ли принятие нового закона просто оправданием того, что снижается государственное финансирование системы образования? Об этом многие пишут...
- Снова мифы, мифы! Откройте бюджеты Российской Федерации за пять последних лет и бюджет 2013-2014 годов. Где вы видите снижение расходов на образование? Каждый год расходы растут. Они вырастут и в следующем году. Причем на сотни миллиардов рублей по сравнению с прошлым годом. В этом повышении в том числе заложены расходы, связанные с установлением определенного уровня оплаты труда учителей, преподавателей вузов, мастеров производственного обучения. И расходы, связанные с обеспечением доступности дошкольного образования, в виде средств, передаваемых регионам, в том числе и кредиты на строительство новых дошкольных образовательных учреждений. Денег в образовании меньше не станет. Закон как раз и нужен для того, чтобы максимально эффективно использовать эти деньги.
Законопроект «Об образовании» должен пройти Госдуму в декабре, а с 1 января вступить в силу. Несмотря на это, до сих пор документ вызывает неоднозначные комментарии среди учителей, директоров, заведующих детсадами, преподавателей вузов.