Государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы разработана на основании актов Правительства Российской Федерации, определяющих порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, а также положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В формировании проекта Программы принимали участие ведущие ученые, представители государственных академий наук, высших учебных заведений, бизнеса, институтов развития. Проведено обсуждение проекта Программы в рамках мероприятий Открытого правительства с привлечением экспертов в сфере науки и технологий. В ходе обсуждений Минобрнауки России получило около 200 замечаний и предложений, которые были учтены в итоговой версии Программы.
Государственная программа нацелена на формирование конкурентоспособного сектора российских научных исследований и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации нашей страны.
Программа призвана ответить на стоящие перед российской наукой следующие вызовы:
· недостаточная результативность фундаментальных и прикладных исследований,
· ограниченный интерес и слабое участие бизнеса в области научных исследований и разработок,
· поколенческий разрыв в науке, обусловленный ослаблением поддержки научной сферы в 1990-х годах и уходом из нее молодёжи, неконкурентные условия для работы в России ведущих учёных,
· слабая интеграция российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство,
· устаревание материальной базы научных исследований и разработок.
Приоритетами предлагаемой Программы являются активное использование накопленного потенциала в проведении фундаментальных исследований и создание условий для развития сферы прикладных исследований и разработок. Реализация Программы будет способствовать созданию базирующегося на результатах проводимых фундаментальных исследований научно-технологического задела - нового знания, которое необходимо для создания новых образцов продукции и новых технологий.
Деятельность по формированию научно-технологического задела сопряжена с высокими ресурсными рисками, что снижает её привлекательность для частного сектора. Проведение таких исследований в значительной мере зависит от бюджетного финансирования, и именно в этом состоит реализующийся в Программе дифференцированный подход к поддержке различных стадий исследовательского цикла.
Ключевая роль при проведении фундаментальных исследований отводится Российской академии наук и другим государственным академиям наук, ведущим университетам и государственным научным центрам. Ключевой элемент государственной политики в сфере науки и технологий – активное вовлечение в реализацию мероприятий Программы российских вузов, что будет способствовать притоку квалифицированных талантливых молодых учёных в науку, активному распространению результатов передовых научных исследований в экономике.
Предлагаемая к рассмотрению Программа состоит из 6 подпрограмм:
(1) Фундаментальные научные исследования (цель –обеспечение высокой конкурентоспособности и результативности фундаментальной науки);
(2) Поисковые и прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий (цель – проведение исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки и технологий в Российской Федерации);
(3) Институциональное развитие научно-исследовательского сектора (цели – развитие исследовательской деятельности вузов, стимулирование кооперации вузов и производственных предприятий, развитие национальных исследовательских центров);
(4) Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок (цели – создание сети центров научных лабораторий под руководством исследователей с мировым именем, реализация проектов MegaScience, поддержка инфраструктуры наукоградов);
(5) Международное сотрудничество в сфере науки (цель – реализация международных соглашений и иных международных проектов в сфере науки);
(6) Обеспечение реализации Государственной программы.
Для решения актуальных задач развития сферы науки и технологий Программа предусматривает следующие инструменты:
· реализация модели эффективного контракта с научными работниками, предполагающего поддержку в первую очередь эффективных научных учреждений и результативных учёных, что позволит установить прозрачную связь между результатами работы и оплатой труда и доведение заработной платы научных сотрудников к 2018 году до уровня 200 процентов от средней в экономике соответствующего региона;
· повышение координации исследовательской деятельности в форме технологических платформ и инновационных территориальных кластеров;
· интернационализация научно-исследовательской деятельности и расширение международного сотрудничества и стимулирование кооперации российских и зарубежных организаций, выполняющих научные исследования;
· развитие многоканального финансирования науки через стимулирование участия российского бизнеса в научных исследованиях и разработках.
Оценка результатов реализации Программы строится на 12 общих индикаторах и 16 индикаторах подпрограмм, в наибольшей степени отражающих основные результаты реализации комплекса мероприятий. Целевые значения показателей установлены в соответствии с положениями стратегических документов, определяющими ориентиры развития сферы науки и технологий, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599.
Основные планируемые результаты реализации Государственной программы:
- увеличение числа публикаций российских ученых и их цитируемости в международных базах публикаций на 50%;
- рост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с 30% до 60%;
- сокращение среднего возраста исследователей и рост доли исследователей моложе 40 лет до 35% от общей численности исследователей;
- рост доли оборудования в возрасте до 5 лет до 65% от общего объема оборудования.
Модернизационный сценарий Программы обеспечит переход России в группу стран с высоким уровнем развития науки и технологий. Для его реализации необходимо обеспечить не снижающуюся долю расходов на фундаментальные исследования в общем объёме бюджетных расходов на науку. Одновременно необходимо опережающими темпами развивать задельные прикладные исследования.
Бюджетный сценарий Программы основан на бюджетных проектировках, предусмотренных проектов федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг и, так называемых, «потолков» Минфина России по государственным программам на 2016-2020 гг. Реализация бюджетного сценария Программы сопряжена с серьезными рисками недостижения ключевых показателей развития сектора исследований и разработок. Во-первых, начиная с 2014 года бюджетный сценарий не содержит расходов на формирование научно-технологического задела и развитие кадрового потенциала науки, поскольку две системообразующие федеральные целевые программы («Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и «Научные и научно-педагогические кадры») завершаются в 2013 г., а финансирование новых версий этих ФЦП, начиная с 2014 года бюджетным вариантом не предусмотрено.
Во-вторых, обеспечение внутренних затрат на исследования и разработки, как это требуется Указом № 599 и Стратегией инновационного развития (1,77% ВВП в 2015 году и 3,0% ВВП в 2020 году), предполагает увеличение внебюджетного финансирования к 2020 году более, чем в 8,5 раз по сравнению с уровнем 2012 года. Мы считаем такой вариант развития нереалистичным.
Таким образом, реализация бюджетного сценария не позволит достичь установленного Указом Президента уровня затрат на исследования и разработки, приведет к разбалансировке структуры научных исследований и не обеспечит достаточный задел для обеспечения ускоренного технологического развития в долгосрочной перспективе.
Проект Программы согласован с Минэкономразвития России, Минфином России (с разногласием в части дополнительного финансирования), Российской академией наук, Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», Росатомом и другими участниками программы.