Уважаемые депутаты!
В своем докладе я остановлюсь на основных задачах, стоящих перед Министерством сегодня, и о уже достигнутых результатах. Выделю три основных содержательных комплекса вопросов, которыми мы занимаемся.
Первое. Защита прав детей, развитие системы воспитания и социализации детей и молодежи.
Второе. Модернизация системы образования.
Третье. Развитие науки и технологий.
Защита прав детей, развитие системы воспитания и социализации детей и молодежи
1 июня 2012 года Президентом России утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Это документ нового типа. Принимавшиеся ранее стратегии в этой области касались в основном восстановления того уровня обеспечения защиты прав детей, который имелся в советскую эпоху.
Сегодня мы уже можем говорить об определенных положительных достижениях в сфере защиты детства.
• на 51 тысячу или 29% уменьшилось число детей в государственном банке данных о детях-сиротах;
• на 12 тысяч или 19% сократилось число родителей, лишенных родительских прав;
• на 130 тысяч или 37% снизилось число детей, состоящих на учете в органах внутренних дел;
Почти 240 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья или более половины от их общего количества сегодня обучается в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.
Вместе с тем, остаются и нерешенные проблемы: сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья подростков; более 80% детей, лишенных родительского попечения, - сироты при живых родителях.
Для решения этих проблем необходимо развивать новые институты и механизмы защиты прав детей.
Речь идёт о внедрении в субъектах Российской Федерации новых эффективных технологий оказания социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении. Особое внимание будет уделено профилактике социального сиротства. Государственной Думой в сентябре уже принят в первом чтении законопроект о введении социального патроната, направленный на предупреждение изъятия детей из семьи. Мы надеемся, что уже в ближайшее время данный законопроект будет принят Государственной Думой в окончательной редакции.
Для расширения возможностей социализации детей-сирот также планируется реформировать детские дома и интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей, - они будут переориентированы на содействие семейному устройству и постинтернатное сопровождение детей-сирот.
Эти шаги должны стать определяющими для решения глобальной задачи, которую мы обозначаем как «Россия без сирот».
Молодежная политика
Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика.
Новые социально-экономические условия потребовали современных подходов к реализации молодежной политики.
Наши действия предусматривают:
• повышение степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения;
• патриотическое воспитание молодежи
• раскрытие творческих способностей, формирование общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;
• формирование здорового образа жизни;
• обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Модернизация системы образования
Уважаемые коллеги!
В прошлом месяце Государственной Думой в первом чтении был принят проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Центральным элементом закона стал сам человек, создание условий для его развития и профессионального роста в любом возрасте. Новый закон не только сохраняет существующие государственные гарантии прав граждан на образование, но и создаёт новые. В нем нашли отражение лучшие образовательные практики и технологии, а также международный опыт.
В настоящее время в Комитете по образованию ведется доработка законопроекта. На текущий момент проработано большое количество поступивших замечаний и предложений, подготовлены новые редакции отдельных положений законопроекта и в ряде случаев целых статей законопроекта.
Многие предложения по доработке законопроекта ко второму чтению касаются закрепления в нем дополнительных социальных гарантий и мер поддержки педагогических работников и обучающихся.
Также Министерством уже сейчас начата работа по подготовке проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию закона. Многие из них уже разработаны и будут представлены для широкого обсуждения после принятия законопроекта во втором чтении.
Дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование
Модернизация системы образования охватывает все ее уровни, начиная с дошкольного образования.
Законопроектом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается, что первым уровнем общего образования является дошкольное образование. Таким образом, его роль в системе образования значительно возрастает.
К 2016 году нам необходимо обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
На сегодняшний день очередь в детские сады в целом по стране для детей данной возрастной категории составляет около 360 тыс. человек. Чтобы обеспечить их местами в детских садах ежегодно нам необходимо создавать порядка 180-200 тысяч новых мест.
Это будет делаться прежде всего за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования, а также использования возможностей негосударственного сектора.
Федеральное законодательство устанавливает равные условия бюджетного финансирования для государственных и муниципальных, и негосударственных дошкольных учреждений, предусмотрена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в негосударственном ДОУ.
На модернизацию региональных систем дошкольного образования выделяются средства и из федерального бюджета в рамках бюджетных кредитов и субсидий, в объеме 8 и 1 миллиард рублей соответственно.
Мы создадим к 2015 году более 591 тыс. новых мест в ДОУ и полностью ликвидируем очередь в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет.
Создаваемые места в ДОУ должны быть обеспечены педагогическими кадрами.
Средняя заработная плата педагогических работников будет доведена к 2013 году до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.
В настоящее время финансирование дошкольных образовательных учреждений относится к расходным обязательствам муниципальных образований.
Для обеспечения доступности дошкольного образования в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» вопросы обеспечения государственных гарантий в сфере дошкольного образования закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне вот уже несколько лет последовательно реализуются проекты, направленные на финансовую поддержку развития общего образования за счет средств федерального бюджета.
В последнее время произошло системное улучшение условий обучения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. За период 2010-2011 гг. образовательная инфраструктура школ стала более доступна.
В прошлом году по инициативе Владимира Владимировича Путина стартовал Проект по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей. В рамках данного проекта средства федерального бюджета направляются на софинансирование реализации комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования.
Только в 2012 году:
• свыше 14 тыс. школ обеспечены новым оборудованием;
• в 10 тыс. школ отремонтированы помещения;
• приобретено более 3 тыс. транспортных средств для перевозки учащихся, все базовые сельские школы, где учатся дети из других посёлков будут в обязательном порядке обеспечены школьными автобусами;
• приобретено 21 млн. единиц учебной литературы, что позволило пополнить фонды 37 тыс. школьных библиотек;
• в 4,5 тыс. школ организовано дистанционное обучение;
• проведены повышение квалификации и переподготовка около 240 тыс. руководителей и учителей общеобразовательных учреждений;
• в 3 тыс. общеобразовательных учреждениях завершены капитальный ремонт и реконструкция.
Возникшие в результате экономии средства субъекта Российской Федерации направляются на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений. В текущем году средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования будет доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе (всего в рамках проекта в 2011 – 2013 годах субъектам Российской Федерации будет выделено 120 млрд. рублей субсидий из федерального бюджета).
Модернизации системы общего образования включает в себя и совершенствование единого государственного экзамена.
Технология ЕГЭ и содержание конкретных экзаменов будут, безусловно, меняться. Мы введем устную часть ЕГЭ по иностранным языкам, ЕГЭ в компьютерной форме по информатике, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С целью повышения доверия к результатам ЕГЭ и прозрачности проведения экзаменационных процедур внедрена система общественного наблюдения. Так в 2012 году было привлечено 34,3 тыс. аккредитованных общественных наблюдателей.
Отдельно остановлюсь на вопросах системы дополнительного образования детей. Она помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет сформировать лидерские качества и социальные компетенции, осуществлять поддержку и развитие талантливых детей.
В Российской Федерации насчитывается свыше 17 тысяч учреждений дополнительного образования детей. Дополнительное образование получают свыше 12,6 млн. детей, то есть 58% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. К 2020 году этот показатель составит 70 - 75 процентов, при этом 50 процентов детей будут обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
Другая задача – создание современной техносферы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников, в том числе профильных естественно-математических и инженерных модулей, предназначенных для практического освоения. Эта работа требует значительных капитальных вложений.
Мы считаем необходимым закрепить федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» норм, наделяющих субъекты Российской Федерации полномочиями по организации дополнительного образования детей не только в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, но и в муниципальных образовательных организациях. Также мы планируем закрепить возможность предоставления дополнительного образования детям и в федеральных государственных образовательных организациях.
Вузы
Теперь я остановлюсь на ситуации в сфере высшего образования.
За 90-е годы количество вузов в России выросло более чем в два раза — с 510 до 1100. При этом уровень высшего образования в стране резко снизился, и сегодня он не соответствует ни ожиданиям студентов, ни запросам экономики завтрашнего дня.
Этому есть объективные и субъективные причины. Получение дипломов за деньги за деньги, списывание и плагиат в последние время стало обычным делом. Это происходит и в государственных, и в негосударственных вузах. Нам нужно здесь навести порядок. Главный задача в том, чтобы вузы не занимались халтурой, профанацией, т.е. обманом студентов и государства.
В целях выявления неэффективно работающих государственных вузов и их филиалов в настоящее время Министерство проводит мониторинг их деятельности.
Перечень показателей и критерии отнесения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов к группе образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности, был сформирован совместно с Российским Союзом ректоров, Ассоциацией ведущих университетов России.
Ряд неэффективных вузов и, особенно, их филиалов необходимо будет оптимизировать, для других вузов будут разработаны программы повышения их конкурентоспособности.
Реорганизация вузов или закрытие их филиалов не является в данном случае самоцелью. Это назревший шаг по обеспечению высокого уровня качества высшего образования. Оценку эффективности деятельности вузов будет осуществлять Межведомственная комиссия, в состав которой помимо представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти вошли представители работодателей, ведущих вузов, общественных объединений, РАН и депутаты Государственной Думы.
Перечни вузов и филиалов, имеющих признаки неэффективности, рассматриваются на заседаниях рабочих групп Межведомственной комиссии, сформированных по территориальному принципу. В составы рабочих групп входят представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации, представители региональных советов ректоров, учредителей, ведущих университетов.
По результатам заседаний рабочих групп будут сформированы перечни образовательных учреждений в соответствии со следующей классификацией: 1) имеют признаки неэффективности, связанных со спецификой их деятельности; 2) являются неэффективными и нуждаются в оптимизации деятельности; 3) являются неэффективными и нуждаются в реорганизации.
Главной нашей задачей здесь является улучшение качества подготовки студентов. Главным выгодоприобретателем будут являться студенты, им всем будет обеспечена возможность гарантировано закончить свое обучение и получить качественное образование. Если мы видим, что есть сильный университет с динамичным, активным руководством, которое обеспечивает высокие стандарты, и рядом есть слабый университет, конечно, в интересах студентов – распространить эти высокие стандарты и на тех, кто сегодня учится в слабом университете.
Каждый такой проект будет осуществляться с условием проведения предварительного анализа всех рисков, всех плюсов, которые будут в результате.
Также мы начинаем проект повышения конкурентоспособности наших университетов до международного уровня. Нужно сделать очень многое: изменить систему управления вузом, привлечь лучших преподавателей, поднять качество науки в вузах. Нам нужно для этих вузов создать современную инфраструктуру: построить кампусы, сделать их привлекательным местом для самых лучших преподавателей и самых лучших студентов.
Изменить качество и повысить эффективность работы высшей школы невозможно без значительного повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных работников высшей школы. Оплата труда научно-педагогических работников учреждений высшего профессионального образования будет доведена до уровня соответствующего 200% от средней заработной платы по экономике регионов к 2018 году.
В проекте федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов уже учтены дополнительные бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда работников федеральных образовательных учреждений. Это повышение напрямую связано с переходом на заключение «эффективных контрактов» с работниками сферы образования и науки, суть которых сводится к непосредственной привязке размера оплаты труда к сложности выполняемой работы и ее результативности.
Развитие сектора исследований и разработок
«Эффективный контракт» с научными работниками научных организаций станет одной из мер развития сектора исследований и разработок. Решение задач развития страны, возлагаемых на научный сектор, невозможно без повышения качества кадрового потенциала, повышения его эффективности.
Ситуация с научными кадрами остается сложной. Это подтверждается низким уровнем публикационной активности российских ученых в международно-цитируемых изданиях.
Наша научно-техническая и инновационная политика исходит из того, что масштабы вызовов, с которыми сталкивается Россия, требуют опережающего развития научных и технологических разработок, включая коммерциализацию их результатов.
Финансирование за счет средств государственного бюджета фундаментальной науки и прикладных разработок за последние годы существенно увеличилось. Ближайшая задача Правительства – увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до уровня 1,77 процента ВВП.
Решение этой задачи невозможно без усиления роли государственно-частного партнерства, обеспечивающего взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов, а также рост доли частного финансирования во внутренних затратах.
В целях повышения эффективности государственных расходов на фундаментальную науку и прикладные исследования будет расширено применение механизмов конкурсного финансирования с одновременным поэтапным сокращением доли финансирования в форме государственных контрактов на проведение исследований в области фундаментальных наук. Возрастет объем грантового финансирования, в том числе за счет увеличения к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей в год.
В бюджетных расходах на НИОКР все более значимой становится программная составляющая. Недавно Правительством была одобрена государственная программа «Развитие науки и технологий». До конца текущего года предстоит также утвердить программу фундаментальных научных исследований Российской Федерации на долгосрочный период и программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы.
Государственная программа «Развитие науки и технологий» имеет целью формирование конкурентоспособного и эффективно сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики.
Другим важным механизмом повышения результативности НИОКР, финансируемых за счет бюджетных средств, является более широкое вовлечение экспертного сообщества к процессу формирования тематики государственных заказов.
Реализация поставленных задач позволит обеспечить конкурентоспособность отечественных исследований и разработок на международном уровне.
Спасибо за внимание!