Президент России Владимир Путин провёл совещание по вопросу «О ходе модернизации региональных систем общего образования». Особое внимание глава государства уделил повышению заработной платы учителей в субъектах Федерации и материально-техническому оснащению школ.

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего совещания – реализация проекта по модернизации региональных систем общего образования. Она была запланирована на два с половиной года, находится на марше и, по сути, уже близится к завершению – я имею в виду ту часть, которая является чисто федеральной. Напомню, эта комплексная программа запущена более года назад, а в мае текущего года её основные приоритеты были закреплены в указах Президента.

Качество образования, повышение квалификации и социального статуса педагогов – ключевые вопросы нашей политики на предстоящие годы. При этом очевидно, что система общего образования должна соответствовать запросам граждан, развиваться на принципах доступности, справедливости и равенства возможностей.

Хочу отметить, что контакты с самими педагогическими работниками – я об этом позже скажу – говорят, что в целом профессиональное сообщество восприняло эту программу весьма позитивно. Важно, что проект развивается – и опросы показывают, что хорошие и удовлетворительные оценки за прошлый год стали появляться чаще при опросах педагогических работников.

Отмечу, что успех проекта во многом зависит от усилий субъектов Российской Федерации. У нас на связи наши коллеги в Перми, в Краснодаре, в Кургане, я им предоставлю слово в ходе нашей работы, они расскажут, как идёт работа в их регионах.

К сожалению, есть и прямо противоположные примеры по сравнению с хорошими: хороших достаточно, но есть и примеры откровенного бездействия и формального отношения. И за такой подход, конечно, нужно спрашивать жёстче.

Я жду сегодня от Министра образования и науки [Дмитрия Ливанова] подробного доклада о ходе реализации проекта, он сегодня приготовился, я знаю. Ваше слово будет основным, хочу услышать от Вас все аспекты этого процесса, как он развивается. Вместе с тем хочу обратить внимание на некоторые вопросы, которые считаю важными.

Первое. Это создание условий для обучения детей включая меры по благоустройству и оснащению школ. Я знаю, что ещё не все учителя, не все классы получили современное оборудование. А если такое оборудование и поступило, то, как показывают опросы, пятая часть педагогов не может пока им воспользоваться из-за плохого доступа в интернет, отсутствия необходимых инструкций и программного обеспечения.

Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги: и присутствующих здесь, и наших региональных коллег, – нужны не формальные отчёты об объёмах освоенных бюджетных средств, это не так сложно сделать, – нужны реальные изменения качества самого образовательного процесса.

В 2011–2012 году, для справки, в регионы из федерального бюджета направлено 80 миллиардов рублей, деньги для системы образования очень заметные. Ещё 40 миллиардов рублей поступят в 2013 году. Финансирование мероприятий за счёт бюджетов регионов составило в 2011 году 8,8 миллиарда рублей, в 2012 году составит 10,8 миллиарда рублей. И, как в этих случаях мы всегда говорим, за каждый рубль нужно отчитаться, нужно, чтобы каждый рубль работал эффективно.

Второе. Мы договорились с субъектами Федерации, что одним из основных показателей эффективности проекта должно стать доведение средней заработной платы учителей до средней по экономике конкретного региона. Говорим об этом уже второй год подряд. Отмечаю, что 62 субъекта Федерации выполнили эту задачу ещё в прошлом году. В остальных средние заработные платы учителей были подняты на 30 и более процентов, но не достигли среднего уровня по экономике региона.

Я изначально, когда мы обсуждали эту тему, согласился, что в некоторых субъектах это сделать трудно – поднять сразу в течение года до средней по экономике. Но практически все руководители регионов дали слово, что за два года это будет сделано повсеместно. На практике что у нас получается – я думаю, Министр скажет ещё об этом.

По данным опроса, рост заработной платы в конце 2011 года отметили 61,3 процента респондентов. В 2012 году увеличение заработной платы отмечали 51,6 процента; 40,5 процента полагают, что зарплата осталась на уровне предыдущего года; а 7,9 процента педагогов получили меньше, чем в конце 2011 года.

Необходимо отметить, что быстрее росла зарплата учителей с высокими и средними доходами. То есть там, где проще это делать, там и делали. Я сейчас не буду приводить в абсолютных цифрах, но есть некоторые очень настораживающие факты по уровню заработной платы, она очень низкая.

Сейчас средняя заработная плата по экономике в стране растёт. Одновременно с этим, безусловно, должна расти и заработная плата в школах, имею в виду прежде всего педагогический состав. Почему обращаю на это особое внимание: дело в том, что из некоторых регионов поступают тревожные сигналы. Вместо продолжения роста мы наблюдаем снижение средней заработной платы учителей. Наибольшие риски выполнения поставленных задач в Чеченской Республике, в Республике Дагестан, в Ингушетии, Вологодской области, Магаданской и Челябинской областях.

Понятно, что динамика заработной платы в образовании имеет свою специфику, мы об этом хорошо с вами знаем. Она не может повышаться от месяца к месяцу: в конце года традиционно выплачиваются премиальные, в начале лета – отпускные; в июле–августе размер заработной платы всегда объективно чуть-чуть уменьшается. Мы, разумеется, говорим о средней заработной плате, и она по итогам трёх кварталов 2012 года должна превысить уровень IV квартала 2011 года.

Но сразу хочу подчеркнуть, недопустимо, когда некоторые регионы, чтобы показать хорошую статистику, в конце года начинают накачивать заработную плату учителей, а в начале следующего года подкручивают это всё вниз, в обратную сторону, в сторону уменьшения. Я прошу никого такой «арифметикой» не заниматься. Она не только унижает граждан, но и дискредитирует саму идею и саму власть в целом. Мы обещали, что средняя заработная плата учителей будет расти вместе с зарплатой по экономике – и должны выполнять эти обещания.

Хотел бы услышать от Министра образования и науки, как осуществляется контроль за выполнением ключевых условий проекта; какие субъекты Федерации не справляются с поставленными задачами; что сделано и что планируется сделать для исправления этой ситуации.

Третий вопрос. Очевидно, что рост заработной платы должен быть увязан со структурными изменениями в образовании, с повышением профессиональных требований к самим учителям. Справедливо, что большую зарплату будут получать лучшие педагоги. И регионам в своей работе необходимо использовать наиболее эффективные практики стимулирования качественного, добросовестного труда. Важно, чтобы труд учителей оценивался не на основе мнений отдельных руководящих работников, а по понятным, прозрачным критериям как для самих педагогов, так и для общества в целом.

Такие критерии должны содержаться в профессиональных стандартах. Первые профстандарты – для учителей математики, литературы, русского языка – должны быть разработаны к марту 2013 года с обязательным участием учителей и экспертов в этом процессе. Соответствующее поручение Минобрнауки дано. Я прошу Министра сегодня тоже об этом сказать несколько слов.

Четвёртое. Нам нужно самым серьёзным образом посмотреть на наше педагогическое образование. Речь идёт как о подготовке студентов, так и о программах повышения квалификации педагогов.

Какие моменты считаю здесь важными: будущим учителям необходимо часто сильное фундаментальное образование, поэтому нам нужно шире использовать возможности классических университетов для подготовки преподавателей школ.

В такой сфере, как образование, недопустимы шараханья, непоследовательные шаги. Все действия, управленческие решения нужно людям объяснять, внятно аргументировать. Мы с вами знаем: и в прежнем составе Правительства было, и в этом, здесь посторонних людей нет, – Министр действующий работал и замминистра, работал ректором одного из крупнейших вузов в Москве, мы все с вами знаем, о чём идёт речь.

Когда люди не понимают, что происходит, ошибки и сбои происходят в общей работе, и непонимание общества в этой сфере – крайне болезненная вещь. Нужно быть в постоянном открытом диалоге с гражданами, с профессиональным сообществом. Это требование касается всех уровней власти. Регионам следует чётко определить, сколько учителей и какие дисциплины необходимы школам и исходя из реальных потребностей формировать заказ для вузов по подготовке специалистов.

Кроме того, необходимо создать все условия для того, чтобы педагог, работающий в школе, мог постоянно совершенствовать свои знания и навыки, повышать свою компетенцию, тем более что стремление учителей к профессиональному росту огромное, очевидное. И это в полной мере показал проект по модернизации общего образования.

Уважаемые коллеги! Мы должны добиться того, чтобы качество знаний детей, уровень жизни педагогов постоянно росли. Эта работа не может завершиться в рамках одного проекта – она должна быть рассчитана на годы. В этом залог успеха страны в целом.

И поэтому особо подчеркну: после окончания федерального финансирования модернизация региональных систем образования не должна заканчиваться. Это крайне важно, ведь мы дополнительное финансирование из федерального бюджета направили для того, чтобы сделать толчок в этой сфере.

Начиная с середины будущего года выполнение этой задачи, включая обеспечение необходимыми ресурсами, полностью переходит в зону ответственности субъектов Российской Федерации. В этой связи прошу Минобрнауки и после окончания дополнительного финансирования из федерального бюджета держать под постоянным контролем ход реализации этого проекта. Министерство должно координировать этот процесс и обязательно оказывать субъектам Федерации соответствующую методическую, а если нужно – и другую помощь.

Из регионов сегодня поступают сигналы, что им остро не хватает методических материалов по проведению модернизации системы образования. Я прошу Министерство образования обратить на это особое внимание. И, безусловно, надо отслеживать динамику заработной платы педагогических работников, причём на основе единых, обоснованных подходов.

Поэтому уже на текущем этапе прошу проанализировать расходы региональных бюджетов, и Министерство финансов это в состоянии сделать, у вас вся информация есть на этот счёт. Прошу проанализировать в части, касающейся общего образования в 2013 году и на плановый период 2014–2015 годов, чтобы региональные власти могли вовремя внести необходимые корректировки.

Предлагаю ещё раз вернуться к обсуждению проекта модернизации образования по итогам 2012 года, а также подробно поговорить о планах на будущий год. Прошу Правительство к февралю подготовить соответствующий доклад. Естественно, основная нагрузка опять ляжет на Министерство образования и науки.

Передаю слово Министру образования и науки Дмитрию Викторовичу Ливанову.

Д.ЛИВАНОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Реализация проекта по модернизации региональных систем общего образования началась в апреле 2011 года. Ключевой целью является достижение системных позитивных изменений в системе школьного образования, улучшение условий обучения детей (очень важно, чтобы каждый ребенок почувствовал это улучшение), повышение открытости системы и для родителей, и для учителей, и для учеников, внедрение современных образовательных технологий. И очень важно, чтобы во время этих изменений повышался социальный статус педагогов, педагогических работников, в первую очередь учителей.

Таким образом, в этом проекте мы переходим, перемещаем акцент с поддержки лидеров образования, на чём был сделан упор раньше (в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в рамках инициативы «Наша новая школа»), на масштабное распространение лучших практик и, в конечном счете, на повышение общего уровня нашего школьного образования. Объём финансирования действительно очень большой – 120 миллиардов рублей. И по нашим оценкам, за три года (2011, 2012 и 2013-й) примерно 35 миллиардов будет софинансирование регионов, то есть те деньги, которые они дополнительно предусмотрели в своих региональных бюджетах, помимо текущих обязательств.

Механизм проекта состоит в том, что субсидии из федерального бюджета направляются в бюджеты регионов на такие цели, как приобретение учебного оборудования, транспортных средств, ремонт школ, покупку учебников и учебных пособий, повышение квалификации учителей, развитие технологий дистанционного обучения, а высвобожденные и дополнительные средства регионы направляют на повышение заработной платы учителей.

Безусловно, повышение социального статуса педагогов, учителей, главным образом, конечно, повышение заработной платы – это одно из важнейших направлений нашей работы. Действительно, мы фиксируем крайне положительную динамику: в 62 регионах в декабре 2011 года, то есть в конце прошлого года, средняя зарплата учителей достигла или превысила среднюю зарплату по экономике региона. Мы её считали с полугодовым опозданием, когда приходили данные из Росстата, и темпы увеличения зарплаты очень значительные.

В 21 регионе за год произошло увеличение на 30 и более процентов. Если сравнивать сентябрь 2012 года и сентябрь 2011 года, то заработная плата подросла еще на 18 процентов в среднем по стране. Рост произошёл в 80 регионах, в трёх регионах произошло незначительное сокращение: это республики Бурятия и Дагестан, Архангельская область.

На уровне региональных управлений образования это объясняют тем, что произошло сокращение нагрузки учителей, мы внимательно следим за этой ситуацией, действительно, сокращение не должно фиксироваться даже незначительное. А наибольший рост заработной платы отмечен в Карачаево-Черкесии – свыше 50 процентов, в Москве – тоже свыше 50 процентов, в Рязанской, Тюменской областях – на 30 с лишним процентов. Мы считаем, что именно те регионы, которые активно используют новые формы финансирования, активно переходят на нормативно-подушевое финансирование и на новую систему оплаты труда учителей, добиваются существенного прогресса в уровне оплаты их труда.

Вашим майским Указом №597 поставлены новые ориентиры и новые задачи. Во-первых, мы распространяем требования о повышении зарплаты на более широкую категорию работающих в школах: это педагогические работники, а не только учителя, это ещё примерно 150 тысяч человек. У нас сейчас 1 миллион 26 тысяч учителей и ещё примерно 156 тысяч педагогических работников: это психологи, педагоги-библиотекари, методисты и так далее.

И, кроме того, мы приняли решение считать и сравнивать заработную плату не с шестимесячным опозданием, а реально по сопоставимым периодам времени: месяц к месяцу или квартал к кварталу, или год к году. Я считаю, это важно. Это, действительно, должны учителя почувствовать и ощутить буквально в эти месяцы.

И, безусловно, у региона возникли дополнительные обязательства в середине года. Мы тоже это прекрасно понимаем и очень тесно работаем, практически ежемесячно проходят селекторные совещания у Ольги Юрьевны Голодец. И мы, действительно, постоянно мониторим эту ситуацию, помогаем методически и делаем ежемесячные прогнозы по заработной плате, поскольку сейчас мы уже ориентируемся на прогнозы: делаем и ежеквартальный прогноз, и годовой, чтобы регионы могли планировать свои расходы и своевременно эти обязательства выполнять.

Мы также сделали методику расчёта уровня средней заработной платы отдельных категорий педагогических работников. Сейчас мы её разослали в регионы, в течение недели соберём с них предложения и замечания. Уже с 2013 года эта методика должна заработать и обеспечить в каждом регионе единый подход к вопросам, связанным с повышением зарплаты труда педагогических работников.

Безусловно, важен не только размер заработной платы, но и правила, по которым она выплачивается. Есть в разных регионах сегодня несколько моделей оплаты труда педагогов, общее для них всех – это наличие базовой и стимулирующей части, мы рекомендуем соотношение 70 на 30 процентов. В общем, большая часть регионов этому соотношению, этой рекомендации следует. Очень важно, что во всех системах оплаты труда, которые сегодня применяются, учитываются выплаты за интенсивность труда, за различные виды работ учителя, причем не только преподавательской, но и воспитательной. Мы считаем, это очень важно.

Безусловно, до сих пор у учителей возникают вопросы, связанные с начислением заработной платы, в том числе это происходит из-за недостаточной информированности, недостаточного вовлечения учительского сообщества конкретной школы в выбор той или иной модели оплаты труда. Случается также (мы тоже эти случаи фиксируем, обращаем на них внимание регионов), что повышение зарплаты осуществляется только за счёт роста учительской нагрузки, за счет увеличения количества ставок, на которых работает учитель. Мы считаем, это неправильно.

Безусловно, это может использоваться, интенсивность труда должна повышаться, но и очень важно, чтобы увеличивался размер оплаты за ставку учителя. А ставка учителя сегодня – это 18 уроков в неделю и ещё столько же учитель работает дополнительно над подготовкой к урокам, над проверкой заданий и так далее.

И очень важны, конечно, те системные изменения, которые происходят в общем образовании, в школьном образовании в нашей стране, я о них коротко скажу, не буду утомлять цифрами. Действительно, закуплено очень много всего, я просто скажу о таких сдвигах, которые происходят и которые чувствуют наши школьники.

Меняется кадровая система в школе, меняются принципы, по которым работают учителя. Мы перешли к обязательной аттестации (раз в пять лет) всех учителей, каждый учитель будет проходить эту аттестацию. И с 2013 года, как Вы уже сказали, мы введем новые единые профессиональные стандарты для того, чтобы оценка труда учителя была сопоставима во всех регионах во всех школах. Я просил Евгения Александровича Ямбурга, известного учителя, специалиста, директора школы, одной из лучших школ в Москве, координировать эту работу, чтобы её результаты действительно широко обсуждались, они были понятны и прозрачны для учительского сообщества.

Второе. На сегодняшний день все педагоги начальных школ без исключения прошли повышение квалификации для преподавания по новым принятым федеральным государственным образовательным стандартам. Это предполагает владение учителями современными информационными технологиями, их умение организовать коллективную работу учащихся, помощь ученикам в выборе индивидуальной программы обучения. В 2013 году мы полностью завершим обучение учителей и основной школы, обеспечим готовность наших школ работать по новым стандартам. Все учителя пройдут необходимую программу переподготовки и повышения квалификации.

Третье. Мы ставим задачу в 2013 году, чтобы каждый старшеклассник имел возможность освоить интересный ему профиль с использованием дистанционных технологий. Для каждого ученика, имеющего интерес к этому и потребность, такая возможность обязательно будет предоставлена. Это, естественно, особо актуально для тех учеников, которые живут в отдаленных районах, в сельской местности, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Четвертое. В 2013 году, в последний год реализации проекта, мы оснастим средствами транспорта все базовые сельские школы, где учатся дети из других сел и поселков. Таким образом каждый ребенок, который нуждается в подвозе, будет обеспечен средством транспорта, а по нашим нормам сегодня все дети, которые живут в сельской местности на расстоянии больше двух километров от школы, должны быть обеспечены транспортными средствами. И эта задача обязательно будет выполнена. Мы также понимаем важность безопасности детей и при этом ведем постоянную работу с Минтрансом и с МВД для того, чтобы сделать этот процесс безопасным.

Следующее. В каждой школе в 2013 году будет мультимедийный комплект оборудования – это компьютер, проектор, мультимедийная доска, экран, – в каждой школе без исключения. Мы считаем очень важным использование учителями более активно, чем сегодня, современных электронных образовательных ресурсов, современных педагогических технологий.

И, безусловно, очень важно, чтобы в каждой школе были обеспечены современные бытовые условия, имеется в виду температурный режим, обеспечение горячим и холодным водоснабжением, канализация, туалеты и так далее. На сегодняшний день 78 процентов наших школ удовлетворяют полностью этим требованиям. Нам необходимо решить эту задачу. Я думаю, что все возможности есть в 2013 году эту задачу решить.

Безусловно, очень важная задача, о которой Вы говорили во время вручения премии лучшему учителю года, – это снижение отчётности в школе. Мы эту задачу перед собой ставим, причём хотим добиться прогресса в течение нескольких месяцев. Действительно, 80 процентов этой отчётности и требований предоставления различной информации генерируются самой системой образования, в основном, конечно, это региональные органы управления образования.

Я думаю, что эта задача будет действительно решена. Причем у нас в рамках этого проекта уникальная система мониторинга. Каждая школа имеет доступ к системе мониторинга. У нас там информация по всем 45158 школам, которые сегодня у нас есть. В каждой школе собирается информация, в том числе и о средней заработной плате учителей. И эту информацию имеют возможность увидеть не только органы управления образования региона, не только мы, но и сами учителя. И таким образом, действительно, мы абсолютно уверены в достоверности той информации, которую получаем, понимаем, как формируется средняя заработная плата учителей по регионам. С уровня каждой школы эта информация поднимается.

И для того чтобы снизить отчётность, сократить затраты времени на её изготовление, мы консолидируем всю информацию, которую собираем на федеральном уровне, в единую систему мониторинга и сделаем так, чтобы это было и технологично, и экономно с точки зрения затрат времени. Соответствующую работу также проводим с органами управления образования региона. Я думаю, что уже со второго полугодия этого учебного года мы сможем существенно сократить количество отчётов и снизить бюрократическую нагрузку, и каждая школа это почувствует.

Наши предложения на будущее. Безусловно, мы считаем, что модель, которая используется в проекте модернизации системы общего образования, себя очень хорошо зарекомендовала. Действительно, это модель стимулирования, модель создания позитивных стимулов регионам инвестировать больше денег в образование и более продвигаться вперёд на пути этих изменений.

Мы считаем, что нам необходимо в ближайшее время перейти и к масштабному обновлению дошкольного образования, и системы дополнительного образования детей. Действительно, дошкольное образование сегодня – это важнейший фактор образования, который обеспечивает каждому ребёнку равные условия для его успешности обучения в школе. В течение трёх лет будет полностью ликвидирована очерёдность в дошкольно-образовательные учреждения.

Нам очень важно, чтобы детские сады работали по современным образовательным стандартам, по современным программам. Но, безусловно, путём анализа тех «дорожных карт» развития дошкольного образования, которые сегодня есть в каждом регионе, мы понимаем, что эта задача требует серьёзных ресурсов. И то же самое можно сказать о системе дополнительного образования детей – это важнейший фактор воспитания, важнейший фактор позитивной социализации детей и подростков.

Нам нужно сделать так, чтобы дети не только получали знания, но умели общаться и действительно получали всю необходимую подготовку для того, чтобы стать успешными членами нашего общества. И для этого нам, безусловно, необходимы серьёзные инвестиции в систему дополнительного образования детей, которая в последние годы у нас, прямо скажем, стагнировала, не получая достаточного внимания, достаточных инвестиций.

Наши оценки показывают, что примерный объём инвестиций, который необходим в радикальном улучшении инфраструктуры дошкольного образования и дополнительного образования детей, – это примерно 290 миллиардов рублей. И примерно сопоставимые суммы должны быть найдены регионами для повышения заработной платы педагогов этих учреждений и дошкольных образовательных учреждений, и системы дополнительного образования детей.

Мы считаем, что можно реализовать этот проект, расширив проект модернизации общего образования за счёт включения туда этих других уровней образования. Таким образом двинуться в целом по пути существенного улучшения ситуации с образованием в стране.

Завершая, я могу сказать, что в целом индикаторы проекта модернизации региональных систем образования 2012 года будут выполнены. Мы по результатам прошлого 2011 года зафиксировали только в одном регионе невыполнение ключевых показателей, индикаторов проекта, был снижен региону объём федеральных субсидий. В остальных регионах всё происходило в соответствии с планами.

И я бы хотел выделить те регионы, которые, на наш взгляд, работают наиболее эффективно, наиболее быстро продвигаются вперёд. Это Краснодарский и Приморский края, Тюменская, Новгородская, Псковская области, Республика Татарстан, Москва и Московская область. Безусловно, есть и проблемные регионы.

Мы внимательно следим за теми усилиями, которые сегодня регионы предпринимают для того, чтобы к концу 2012 года решить задачу по доведению средней заработной платы педагогических работников, а не только учителей, до уровня средней по экономике соответствующего региона.

Наше предложение по развитию проекта МРСО [модернизации региональных систем образования], таким образом, состоит в следующем: расширить его за счёт включения туда программ масштабной модернизации системы дошкольного образования и системы дополнительного образования детей. Если будет Ваше поручение, мы подготовим соответствующее постановление Правительства. Готовы в максимально сжатые сроки подписать и дополнительные соглашения с регионами с тем, чтобы зафиксировать в них основные показатели, основные индикаторы и ожидаемые результаты этой работы.

Доклад закончен.

В.ПУТИН: Спасибо.