Материалы к выступлению Министра на заседании Государственной Думы Российской Федерации по вопросу

«О проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»

17 октября 2012 года

 Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги!

Сегодня Правительство Российской Федерации представляет проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Этот закон напрямую затрагивает интересы порядка 40 млн. наших граждан – учеников и их родителей, учителей, преподавателей и всех, кто вовлечен в образовательный процесс. По большому счету закон «Об образовании» касается всех, потому что образование – ключевой фактор в жизни каждого человека, основа развития и благополучия нашего общества.

Тому, что это действительно так, мы находили подтверждение на всех стадиях работы над текстом закона. Уже 2 года он обсуждается всем обществом. Ни один закон в Российской Федерации еще не вызывал такого интереса и активного участия в создании со стороны наших граждан. В общей сложности, за все время работы над текстом закона мы получили свыше 20 тыс. предложений, причем не только от представителей профессионального сообщества, но и от родителей, от учащихся, от работодателей, от людей с активной гражданской позицией. Это позволяет утверждать, что фактически новый закон «Об образовании» написан самими гражданами.  

Именно поэтому центральным элементом закона стал сам человек, создание условий для его развития и профессионального роста в любом возрасте. И в этой связи важно, что закон трактует образование, как общественное благо, как прямую ответственность государства. При этом подчеркну, что новый закон не только сохраняет все социальные гарантии действующего закона «Об образовании», но создаёт новые, и, что самое главное, детально прописывает реальные механизмы их реализации.

Я бы хотел обратить внимание на несколько ключевых положений нового документа.

1. Новый закон не только сохраняет, но и расширяет государственные гарантии бесплатного образования. В соответствии с нашей Конституцией за каждым гражданином закрепляются права на бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование, а на конкурсной основе и на высшее. При этом, например, количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах школьного образования не уменьшается, а увеличивается.

2. Новый закон повышает доступность образования. Каждый гражданин  теперь сможет  получать образование на бесплатной основе  не только в пределах одной образовательной организации, но и вне ее, в том числе в негосударственных организациях.  Для этого вводится возможность использования модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

3. Помимо этого четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатное обеспечение учебниками, питанием, подвоз к образовательным организациям, предоставление общежития, стипендию.

4. Новый закон предлагает абсолютно новое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы исходим из того, что лучшее место для таких учеников – вместе со всеми остальными. Образовательная система ни в коем случае не должна изолировать детей с ограниченными возможностями. Лучшие практики мира подтверждают, что совместное обучение позволяет таким детям иметь полную уверенность в дальнейшем благополучии.

5. Новый закон нацелен на то, чтобы получивший образование человек был востребован, конкурентоспособен и уверен в успешном трудоустройстве. Образование ради «корочки» не имеет смысла. Каждый человек должен быть уверен, что после обучения его ждет хорошая работа с достойной зарплатой. Это наша ответственность, это наш долг перед гражданами. Для этого укрепляется связь между образовательными программами и требованиями современного, высокотехнологичного и быстро развивающегося мира, чего не было в прежних правовых нормах.

6. Новый закон рассматривает учителя не только как высококвалифицированного специалиста своего дела, но и как человека, играющего ключевую роль в нашем обществе. В его руках самое ценное, что у нас есть, – это обучение и воспитание наших детей. Мы понимаем, что человек, который принимает решение стать учителем, чувствует в этом свое призвание. Мы убеждены, что он имеет право на достойную зарплату, комфортные условия работы и поддержку со стороны государства. Новый закон отражает такое понимание роли учителя в обществе.

Кроме того, закон устанавливает особую роль учителя в определении образовательной политики через введение института педагогической экспертизы тематических нормативных актов.

7. Новый закон расширяет роль родителей в образовательном процессе. Например, они получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательной организацией. Родители ни в буквальном, ни в переносном смысле не должны оставаться за порогом образовательных организаций. Новый закон закрепляет статус родителя как полноправного участника образовательного процесса, гарантирует ему открытость и прозрачность всей образовательной системы.

Предполагается, что новый уровень информационной открытости будет достигаться за счёт ведения всеми образовательными организациями Интернет-сайтов, на которых они будут публиковать законодательно установленный перечень информации о своей деятельности. Одновременно это избавит учителей от бумажной волокиты, которая мешает им заниматься главным делом – обучением и воспитанием наших детей.

8. Новый закон учитывает и интересы работодателей. С целью удовлетворения потребности в выстраивании гибких и мобильных образовательных программ, которые смогут отвечать на быстро меняющиеся вызовы инновационной экономики, по-новому выстроена структура профессиональной подготовки кадров. Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Кроме того, помимо основной программы профподготовки вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям, законодательную регламентацию получают центры профессиональных квалификаций.

9. Новый закон вводит процедуру независимой оценки качества образования, которая позволит определять соответствие ожиданий родителей, учеников, работодателей, государства по отношению к образовательным организациям.

Кроме того, законом закрепляется система мониторинга в сфере образования, призванная комплексно оценивать развитие образовательной отрасли в динамике.

10. Новый закон впервые закрепляет нормы об инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования, регулирующие апробацию и использование новых образовательных технологий, педагогических методик и образовательных моделей. Эти нормы призваны обеспечить динамичное развитие всей образовательной системы.

Ставя перед собой такие цели и чувствуя свою ответственность, мы понимаем, что новый закон должен принимать во внимание самые разные мнения и интересы. Поэтому подчеркну ещё раз: к выработке закона была привлечена максимально широкая аудитория. Помимо активного гражданского участия с помощью механизмов электронной демократии, закон обсуждался в рамках парламентских слушаний в нижней и верхней палатах Федерального Собрания, в Общественной палате РФ, на конференциях Российского союза ректоров и представителей бизнеса и промышленности, на традиционных августовских педагогических совещаниях.

В итоге получился сбалансированный документ, обеспечивающий благоприятные условия для реализации конституционного права граждан на образование, формирование инновационного потенциала общества, повышение конкурентоспособности нашей страны. Закон в таком виде способен эффективно решать задачи развития и каждой личности, и  всего нашего государства.

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги!

Понимая, что система образования не может рассматриваться как самодостаточная замкнутая система, принятие проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» должно быть обеспечено внесением изменений в законодательные акты, регулирующие отношения в других отраслях экономики и социальной сферы.

В этих целях подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», обеспечивающий приведение иных федеральных законов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Он предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов.

Большинство изменений, вносимых в указанные законодательные акты, обеспечивают приведение их терминологии в соответствие с понятиями и терминами, используемыми в Федеральном законе «Об образовании».

Кроме этого, законопроектом вносятся изменения в федеральные законы, затрагивающие вопросы:

- предоставления мер социальной защиты обучающимся и педагогическим работникам образовательных организаций;

- унификации льгот и преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан при приёме на обучение по основным профессиональным образовательным программам;

- приведения норм, регулирующих вопросы получения образования в отдельных отраслях в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

- разграничения полномочий в сфере образования между  органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Также этим законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «О науке и научно-технической политике», обеспечивающие правовое регулирование вопросов подготовки в докторантуре.

Прошу поддержать.