«Консолидированный бюджет образования на период до 2015 года планируется в сумме около 8 трлн. руб., а на 2016-2020 годы - свыше 20 трлн. руб., - сказал глава правительства Дмитрий Медведев в Кремле на обсуждении «Государственной программы развития образования на 2015-2020 гг.». - Это по цифрам абсолютно сопоставимо с теми расходами, которые мы тратим на развитие обороны...» «По сути, денег выделено не так уж много, - считают эксперты, - особенно если учесть, что правительство предполагает сделать мощный качественный рывок не только в одном каком-то сегменте системы, а (как оказывается) во всем образовании в целом».
Государственная программа развития образования состоит из четырех ключевых подпрограмм и одной вспомогательной. Подпрограммы посвящены профессиональному образованию, образованию детей (дошкольному, школьному, дополнительному), развитию системы оценки качества и информационной прозрачности образования, молодежной политике.
К ключевым подпрограммам относится, например, такая, как «Развитие профессионального образования». По мере ее реализации выкристаллизуется система высшего образования РФ. Она будет включать: ведущие исследовательские университеты (40-60 вузов), опорные вузы региональных экономических систем (примерно 24), обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку, и вузы (все оставшиеся после «зачистки»), осуществляющие широкую подготовку бакалавров. Подготовка аспирантов сосредоточится в исследовательских университетах. В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры появятся программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут заниматься по индивидуальным учебным планам.
В итоге осуществления подпрограммы, посвященной дошкольному, школьному и дополнительному образованию, родители получат поддержку в части раннего развития детей (0-3 года). Страну ждет масштабное строительство детских садов и развитие вариативных форм дошкольного образования. Не менее 70-75% детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50% из них - за счет средств бюджетов. Соответственно увеличивается срок обучения в школе. В старших классах для всех учащихся будет обеспечена возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы (в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования). Оставшиеся две подпрограммы займутся контролем качества образования, доступностью информации для населения и молодежью. О качестве расскажут показатели независимого госэкзамена. А молодежная политика РФ будет подчинена целям социализации и самореализации молодых.
Правительство намерено пройтись решительными «изменениями» по всей системе. При этом, как подчеркнули на заседании, с оговоркой - основные усилия нужно бросить не на то, с чем у нас серьезные проблемы, а на то, в чем мы особенно сильны. Отсюда - корни занимательной идеи об усилении роли математики в российской школе. В том, что русские сильны в математике, часто признается сама западная профессура, имеющая дело со студентами из России. Затея оправдает себя, уверены авторы документа.
Но вот проблема: многие меры, оправданные с точки зрения нового документа, кажутся части педагогической общественности почему-то «преступлением против общества». Приведем самый типичный пример такого восприятия. Поговорим о желании властей перестать делить школы на исключительные и обычные. Почему две стоящие рядом школы порой столь сильно отличаются и по уровню финансирования, и по уровню зарплат педагогов, и по количеству учащихся в классе и т.д.? Ведь они обе государственные и не коррекционные. Ребятишек набирают одинаковых. Ну, пусть в одну из них - берут чаще по блату (условия же лучше). Почему вдруг гимназия с английским уклоном должна быть в привилегированном положении? Пусть все школы будут «английскими», решили в правительстве. Отвлечемся на один пример. На днях президент Франции Франсуа Олланд заговорил о новом направлении французской образовательной политики, призванной покончить с неравенством школ. Бороться с неравенством там будут двумя способами - включением в школьную систему детей с раннего возраста, особенно проживающих в зонах, где существуют серьезные проблемы в сфере школьного образования. И «размножением» учителей. Там широко известна формула - «больше учителей, чем классов». Французские реформаторы предлагают сделать так, чтобы в одни и те же учебные заведения поступали учащиеся из самых разных социальных слоев... Но вернемся к России. Отмена гимназий и прочих привилегированных школ сделает, считают скептики, все школы РФ нищими и слабыми. Исключительно по нехватке средств и возможностей.
К слову сказать, и сам министр образования Дмитрий Ливанов признался на том же заседании, что есть несколько «сюжетов», по которым Минфин не готов выдать столько денег, сколько хотелось бы для реализации намеченного. Например, нет возможности удержать на заданном уровне (среднем по региональной экономике) учительские зарплаты. Нет возможности уже сегодня начать финансировать дополнительное образование школьника в предполагаемом объеме. А без этого уже не получится быстро встроиться в предлагаемый ритм преобразований.
Тем не менее, как убеждают нас авторы документа, новый документ - это шаг вперед. До недавнего времени никаких госпрограмм в стране не было и в помине. Общественности представлен, по сути, новый управленческий инструмент. Госпрограмма - это всеобъемлющий документ развития отрасли, где заданы цели и прописаны ресурсы, необходимые для их достижения, причем не только федеральные, но и региональные. Дан прогноз и составлены дорожные карты, показывающие, как разруливать проблемные ситуации в будущем.