Новый проект закона "Об образовании" запрещает учителям заниматься репетиторством с учениками своей школы, а также содержит другие "революционные" изменения.
Напомним, работа над проектом закона началась еще в 2009 году. Было подготовлено несколько версий, прошло общественное обсуждение законопроекта, но единого мнения по этому документу, затрагивающему интересы миллионов россиян, пока не найдено. В новом варианте закона, который опубликован сейчас на сайте минобрнауки, учтены не только предложения в разные версии проекта, но и последние изменения законодательства, которые касаются, например, правил приема в вузы и новых принципов финансирования негосударственных детских садов, школ и вузов.
Несмотря на то что варианты проекта довольно существенно менялись, во всех, в том числе - последнем, нет понятия начального профобразования. Этот уровень сейчас предлагается включить в среднее профобразование, которое будет предлагать два вида программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В проекте закона учтена специфика творческих училищ. Они работают по интегрированным программам на базе начального или основного общего образования и дают одновременно и школьные знания и профессию.
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартамиК высшему образованию в новом проекте отнесены не только бакалавриат, специалитет, магистратура, но и подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. А вот все вопросы, касающиеся докторантуры, будут прописаны в законе "О науке и государственной научно-технической политике".
Дошкольное образование по новому проекту становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в проекте закона отделены дошкольное образование и уход за детьми. А школам, которые предлагают образовательные программы для детсадовцев, запрещается включать в свои расходы средства на присмотр и уход за детьми.
Негосударственным образовательным организациям гарантирован доступ к бюджетным средствам.
В новом варианте проекта закона много внимания уделено социальной поддержке обучающихся. В частности, предусматривается поэтапное повышение стипендий, которые должны быть "привязаны" к минимальному размеру оплаты труда. Размер стипендии в вузе не может быть меньше половины МРОТ, а аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам гарантируется стипендия в размере МРОТ. Всем, кто получает среднее профессиональное образование, обещана стипендия в размере трети МРОТ, независимо от учебных успехов. Вырастет и социальная стипендия. Проект ограничивает ее минимум - не меньше полуторакратного размеры обычной стипендии. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее 6 тысяч рублей, а аспирант - не менее 12 тысяч.
Зарплата педагога будет зависеть от его квалификации, результативности, а также почетных званий, государственных и ведомственных наград. Зарплата не может быть ниже средней по экономике региона. Молодые специалисты могут рассчитывать на особое внимание и денежное вознаграждение. При этом законопроект запрещает учителю быть платным репетитором ученика, который учится в его школе.