Министр образования и науки Андрей Фурсенко о новшествах в проведении Единого госэкзамена
- Андрей Александрович, какие изменения в следующем году ждут Единый государственный экзамен?
- Безусловно, он будет меняться. Это касается и процедуры проведения, и содержания контрольных материалов. Но неизменной останется главная идея - независимость от тех, кто учил ребенка в школе и от тех, кто будет учить его в вузе.
Из основных нововведений: определение минимального порога баллов по русскому языку и математике - предметам, положительная сдача которых влияет на получение аттестата, - до начала учебного года.
Для абитуриентов будущего года важно, что обладатели льгот - как социальных, так и полагающихся победителям олимпиад, - смогут ее использовать только один раз, в одном вузе. В остальных случаях они будут участвовать в конкурсе на общих основаниях.
- Сейчас много говорят о необходимости введения двухуровневого ЕГЭ, когда экзамен делится на две части - базовый и профильный, чтобы не экзаменовать на равных будущего студента колледжа и студента вуза. Будет ли он введен?
- Идея давно обсуждается экспертами. Пока польза не очевидна. Ребята уже сейчас сами определяют, с какой части им начать экзамен - попроще или посложнее. От этого зависит и получаемый балл. Вместе с тем можно двигаться в сторону того, чтобы не все экзамены сдавать в 11-м классе. Например, разрешить ребятам сдавать русский язык после 9-го класса, когда заканчивается изучение основного курса. В случае успешной сдачи, результат уже есть. А если полученные баллы не очень устраивают, то у ребят будет возможность пересдать после 11-го класса и потом выбрать лучший результат. Данный вопрос прорабатывается.
- Рособрнадзор активно работает над созданием информационной системы, которая будет следить за подачей документов в вузы и сопоставлять данные с федеральной базой свидетельств. Как вы считаете, это исключит в будущем случаи, подобные зачислению "мертвых душ" в оскандалившемся Втором меде?
- Да, технически это вполне возможно. Предполагается, что единая информационная система будет не просто сверяться с федеральной базой свидетельств ЕГЭ, но и давать обратную связь. Если она найдет человека, которого нет в списках, сдававших ЕГЭ, то мы получим сигнал. После чего будут приниматься меры.
- Больше всего нарушений совершается с помощью мобильного телефона, который дети проносят на экзамен. Может стоит оснастить "глушилками" пункты приема ЕГЭ?
- С технической точки зрения, есть различные варианты подавления сигнала мобильных телефонов. Например, специальные шторы, которые не пропускают радиосигнал. Но есть надежда, что ребята поймут: гораздо легче выучить, чем придумывать новые способы нарушать правила. Но есть и много азартных людей, которым доставляет удовольствие преодолевать препятствия. И начинается борьба технологий. Главное, чтобы и дети, и их родители поняли, что будущий успех зависит от реальных знаний, а не от имеющихся корочек. Это лучшая мотивация на учебу.
Если говорить о "глушилках", то нужно понимать, что этот эффект получается из-за СВЧ-излучения. Насколько оно безвредно для здоровья? А представьте, работает "глушилка", и человек из соседнего дома не может вызвать скорую помощь? Мы не можем не принимать этого в расчет.
- Может стоит просто ужесточить наказание за нарушения при сдаче ЕГЭ? Рособрнадзор, например, предлагает меры вплоть до уголовных.
- Мы поддерживаем идею повысить ответственность за нарушение правил. Но полицейские меры никогда не будут достаточными. Решение проблемы должно носить системный характер. Например, в Америке если тебя хоть раз поймали на жульничестве, то твоя карьера кончена раз и навсегда, потому что для общества ты становишься персоной нон грата. Если же общество заточено на то, чтобы помогать обманывать систему, такой подход практически невозможен.
- Кстати, об обществе. Недавно на форуме "Умная школа" был проведен опрос среди учителей, и оказалось, что большинство поддерживает ЕГЭ, а раньше, наоборот, не одобряли.
- Негативное отношение всего российского учительства к ЕГЭ и раньше было большим преувеличением. Что касается сегодняшнего дня, то уверен, что если бы ЕГЭ попробовали отменить, то и учителя, и ученики, и их родители выступили бы против. Люди уже привыкли к ясным и единым для всех правилам игры. Я знаю многих учителей, которым нравится эта форма экзамена, в том числе и потому, что у них появился рычаг воздействия на учеников. Если раньше дети им говорили: "Никуда не денешься, а хорошую оценку мне поставишь", то сейчас понимают, что ЕГЭ беспристрастен и нужно учиться. Другое дело, что ЕГЭ, как и любой другой способ проверки знаний, должен постоянно совершенствоваться.