Одна из главных задач - повышение качества общего образования: "Хороший уровень технологической обеспеченности образовательного процесса, внедрение новой системы оплаты труда сами по себе не привели к желаемым результатам. Это надо нам признать. Содержание образования, педагогические технологии - по-прежнему очень медленно меняются и не удовлетворяют изменившейся ситуации". В докладе также отмечается, что "школа до сих пор остается консервативным и достаточно закрытым институтом".
Особый акцент был сделан на повышении заработной платы педагогам. Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 1 сентября 2011 года рост составит 14,7%. Всего же в текущем году с учетом состоявшегося повышения с 1 июня на 6,5% и ожидаемого с 1 октября ещё на 6,5% повышение заработной платы составит порядка 30%. В общей структуре финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации образования это составило 33%. К концу 2011 года в среднем учитель будет получать 13.900 рублей. При этом если зарплату учителям увеличивают во всех регионах, то в Чувашии, в отличие от других субъектов, это коснётся всех педагогических работников. "В связи с этим у нас возникают новые обязательства перед учителем. Когда значительно повышается фонд оплаты труда, необходимо решить проблему справедливости и прозрачности его распределения. В конечном счёте, эффективности использования вложенных ресурсов", - поставил задачу министр перед руководителями образовательных учреждений.
Отдельно министр остановился на сетевой форме реализации образовательных программ - эта норма отражена в законопроекте. Перед муниципалитетами поставлена задача разработать и принять до 2013 года интегрированные образовательные комплексы по реализации сетевых образовательных программ, в основе которых - профильное образование. "Жизненно важно, чтобы дети в будущем стали конкурентоспособными, мобильными, социально активными, а сделать это в условиях закрытости, нацеленности только на внутренние ресурсы, а тем более при ее ограниченности, невозможно", - подчёркивается важность этого направления в докладе. Для республики это особенно актуально ещё и в связи с тем, что в 2010-2011 учебном году Чувашия превысила среднероссийский показатель наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях (Чувашия - 19,7; РФ - 18,9; ПФО - 17,5) По наполняемости классов в ПФО Чувашия - на третьем месте (после Самарской области и Пермского края), по наполняемости школ - на четвёртом (Нижегородская, Самарская области, Пермский край).
В докладе также поднимается "злободневная проблема" приёма детей в первый класс в чебоксарские и новочебоксаркие школы. В Минобразования Чувашии считают, что "ажиотаж при приёме в первый класс в некоторые школы, возникающий каждый год, связан и с несовершенством законодательства, и с отсутствием стратегического планирования образовательной сети". При этом, отмечают чиновники, законопроект не даёт чёткого решения этой проблемы. Этот вопрос обсуждается на дискуссионных площадках в рамках проходящей августовской конференции. В настоящее время предлагаются разные модели - к примеру, закрепление за школами микрорайонов и зачисление детей по прописке, зачисление детей в порядке живой очереди.
Незамедлительного решения, по оценке министра образования, требует проблема дефицита кадров в связи с внедрением с 1 сентября третьего часа физкультуры. В докладе министра говорится, что важно активно внедрять авторские программы по увеличению разнообразия уроков: занятия по аэробике, фитнес, плавание, игровые виды спорта и многое другое, что действительно нравится ребятам. С нового учебного года будут запущены проекты "Танцующая школа" и "Плавающая школа". В настоящее время в Чувашии 90% школ имеют спортивные залы, в более 80% - спортивные площадки, 2,8% школ оборудованы закрытыми бассейнами. В школах работают 522 учителя физкультуры. В ряде других органов местного самоуправления решен вопрос доплаты учителям физкультуры за внеклассную работу.
Также поднят ряд острых вопросов и проблем, касающихся системы профессионального образования. "Самая актуальная - отставание содержания профессионального образования от потребностей рынка труда, что вызывает неудовлетворенность работодателей, способствует безработице. В результате это делает систему образования и соответственно экономику республики неконкурентоспособной", - констатировал Владимир Иванов. Ещё один острый вопрос - "деформация структуры и объема подготовки кадров, не соответствующих реальным потребностям рынка труда". Как следствие - на рынке труда остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.
По данным Минобразования Чувашии, в 2010 году выпуск специалистов превысил потребности экономики республики по ряду укрупнённых групп специальностей. Потребность в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием превышена по группе "экономика и управление" в 10,5 раза, по гуманитарным наукам - в 5,6 раза, по "транспортным средствам" - в 3,8 раза, в то время как по некоторым специальностям существует нехватка кадров, например, по группе специальностей "сельское и рыбное хозяйство" - 239 человек. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда образовательный уровень безработных растёт (на службах занятости с высшим образованием состоят: в 2000 году - 6,4%, в 2009 году - 12%, в 2010 году - 19,5%), в то время как большинство предприятий испытывают "кадровый голод". В Минобразования отмечают, что "основная, системная причина" этого несоответствия заключается в том, что не найден эффективный механизм взаимодействия между системой подготовки кадров и системой потребления этих кадров.
В министерстве полагают, что решить вопрос подобной диспропорции можно за счёт формирования адаптивной системы профессионального образования, быстро реагирующей на запросы рынка труда. Для этого нужно решить ряд задач - в частности, внедрить механизмы разработки и экспертизы образовательных программ с прямым участием работодателей, решить вопрос интеграции бизнеса, науки и образования путем создания производственно-научно-образовательных комплексов, планировать объем и структуру подготовки кадров на основе среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики.
Один из механизмов решения - совершенствование прогнозирования кадровых потребностей экономики республики и формирование соответствующего государственного заказа. Для этого, к примеру, планируется создание центра мониторинга потребностей в кадрах для отраслей экономики Чувашской Республики и центров содействия занятости выпускников при учебных заведениях, а также развитие системы переподготовки молодых специалистов.
В Минобразования Чувашии также выступают за необходимость изменения порядка получения педагогического образования аналогично медицинскому: речь идёт о введении ординатуры для будущих педагогов.
Отметим, в настоящее время в Чувашии проживает 318,4 тыс. молодых людей, что составляет 24,9% от общего количества населения республики. В республике - 1.086 учреждений образования, из них в 500 школах обучаются 127.487 учащихся, в 439 дошкольных учреждениях - 64.944 человек, в 26 вузах - 68.241 человек, в 27 учреждениях среднего профессионального образования - 68.241.
Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/fd-volga/chuvashia/1439003.html
18:03 25.08.2011