Доклад Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко на заседании Президиума Правительства Российской Федерации

О ходе выполнения работ по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

г.Москва
04 апреля 2011 года



       Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума, участники заседания!

       Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и сам обучающийся удовлетворены результатами обучения. В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям реализации программ и их структуре.

       Формирование федеральных государственных образовательных стандартов осуществлялось в 2007-2010 годах.

       Принципиально изменен правовой статус самих стандартов. В 2007 году был принят Закон, который впервые установил понятие "федеральный государственный образовательный стандарт". В 2009 году Постановлением Правительства Российской Федерации N142 были утверждены Правила разработки и утверждения ФГОС.

       Согласно Правилам Минобрнауки России обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей.

       Проекты стандартов разрабатываются на конкурсной основе по заказу Министерства или в инициативном порядке. Но порядок рассмотрения одинаков и для тех, и для других. Он включает этап общественного обсуждения, независимой экспертизы и утверждения.

       По итогам обсуждения опубликованного в Интернете проекта стандарта, анализируются предложения, поступившие от заинтересованных граждан и организаций.

       Затем проводится независимая экспертиза проектов. В составе специально созданного Совета действуют рабочие группы по уровням образования. И только после одобрения рабочими группами и Советом, проект стандарта передается на утверждение.

       Изменилась также процедура утверждения стандартов. В ней участвуют кроме нашего Министерства, Роспотребназор, Минюст, другие федеральные органы исполнительной власти.

       Всего за отчетный период было разработано около 1000 стандартов.

       Общее образование. ФГОС общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно по ступеням общего образования. В пилотном режиме по новым стандартам с 1 сентября 2010 года начали обучение около 200 тысяч первоклассников (около 15% от их общего количества), с 1 сентября 2011 года все первоклассники будут учиться по новым стандартам.

       Это означает, что с 1 сентября 2015 года по новым стандартам будет учиться уже вся начальная школа. После чего начнется следующий этап - обязательное введение стандартов средней школы в 5-х классах.

       Соответственно этап обязательного введения стандарта старшей школы начнется только в 2020 году.

       На слайде приведены основные этапы обсуждения стандартов. Для начальной школы период обсуждения составил два месяца. 7 месяцев длилось обсуждение стандартов основной школы. Думаю, что для старшей школы обсуждение потребует большего времени.

       Еще до 1 сентября 2010 года стандарты начальной школы были апробированы в 14 субъектах Российской Федерации, обсуждены с участием экспертно-профессионального сообщества, участников образовательного процесса, общественности на 18 семинарах, на интернет-конференциях различного уровня, освещены в сотнях публикациях, как в федеральных, так и региональных изданиях. Аналогичная работа ведется по основной школе.

       Что касается стандартов старшей школы, то в соответствии с указаниями Председателя Правительства они дорабатываются с привлечением всех заинтересованных юридических и физических лиц, и будут приняты только при достигнутом общественном согласии.

       Разработчиком федеральных государственных образовательных стандартов начальной и основной школы является Российская академия образования. Ей же был разработан проект для старшей школы.

       Замечу, что стандарты начальной школы вносились и обсуждались на альтернативной основе. Поэтому итоговый утверждённый вариант включил в себя наиболее интересные предложения из всех альтернатив. А сегодня утром на сайте РАО появился альтернативный проект ФГОС старшей школы.

       Профессиональное образование. Основой для разработки ФГОС профессионального образования являются новые перечни профессий, специальностей и направлений подготовки. Мы ставили задачу уйти от узкой направленности специальностей, которая не соответствует потребностям современной экономики.

       Это в полной мере согласуется как с международным опытом, так и с практикой наших ведущих вузов, где на первых курсах дают широкую междисциплинарную фундаментальную подготовку.

       Следует отметить, что задачу эту удалось выполнить не в полной мере. Тем не менее, с утверждением новых перечней направлений подготовки в системе профессионального образования количество стандартов сократилось почти в полтора раза (до 985, из них 457 стандартов высшей школы).

       Для сравнения: система государственных образовательных стандартов второго поколения насчитывала 1326 стандартов, из них 777 стандартов высшей школы.

       Обеспечен переходный период, когда по просьбам работодателей сохранена подготовка профессиональных кадров за счет 111 "моноспециальностей" для тех отраслей, где велика доля стабильного государственного заказа: оборонно-промышленного комплекса, здравоохранения, наукоемких производств и искусства.

       Разработчиками ФГОС высшего профессионального образования являются базовые вузы Учебно-методических объединений. В работу также были вовлечены Минсельхоз, Минздрав, Минкультуры, Минсвязи, МИД, Минобороны, другие федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им вузы.

       Образовательные стандарты нового поколения невозможно сегодня создавать без привлечения работодателей.

       Неадекватность содержания обучения современным или будущим требованиям экономики и общества обусловлена с одной стороны слабыми взаимосвязями между работодателями и системой профессионального образования, с другой недостаточно четко сформулированными стратегическими требованиями к квалификации специалистов. Частично эта проблема решается за счет введения профессиональных стандартов, в разработке которых мы оказываем максимальное содействие Минздравсоцразвитию и РСПП.

       Повышение квалификации и переподготовка. Ключевой момент перехода на новые ФГОС - создание необходимых условий, включая обучение преподавателей.

        Нами было реализовано более 250 программ повышения квалификации для различных категорий специалистов. Только в системе профессионального образования более 55 тысяч человек повысили квалификацию.

       Мониторинг подготовленности к переходу на ФГОС показывает, что основная часть вузов (более 80%) уже в настоящее время готова к их внедрению. Остальные высшие учебные заведения реализуют весь комплекс подготовительных мероприятий к концу мая 2011 года.

       Стандарты допускают большую вариативную часть. Поэтому образовательные программы нового поколения, созданные на их основе, легко адаптировать к запросам работодателя.

       В качестве примеров приведу взаимодействие некоторых вузов и отраслей промышленности.

       Представители ИТ-бизнеса во взаимодействии с МФТИ, ГУ-ВШЭ, ЛИТМО.

       "Роснефть" с Сибирским федеральным университетом и Российским государственным университетом нефти и газа им. Губкина.

       "Концерн Росэнергоатом" с национальным исследовательским ядерным университетом "МИФИ".

       "РОСНАНО" совместно с Российским научным центром "Курчатовский институт", МФТИ, МИСиС.

       Среди НПО и СПО наиболее подготовлены к введению стандартов около 300 победителей конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", а также несколько десятков участников эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата.

       Коллеги!

       Введение новых стандартов требует инфраструктурных изменений в системе профессионального образования, её более эффективной организации за счет новых форм кооперации. Эти формы могут быть самые разные. В качестве примера назову создание ядерного кластера Российской Федерации, в центре которого находится сетевой Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", объединяющий 28 вузов и колледжей и реализующий все уровни профессионального образования.

       Новые стандарты позволяют расширять практику создания университетских комплексов, за счет присоединения к вузам учреждений среднего профессионального образования, в первую очередь, реализующих программы прикладного бакалавриата. Это программа интенсивной практико-ориентированной подготовки совместно с работодателями, характерная, например, для модели ВТУЗа.

       Кроме того, в Правительство Российской Федерации будут представлены предложения по изменению законодательства в части возможности передачи учреждений НПО и узкоспециализированных СПО предприятиям реального сектора экономики.

       Уважаемые коллеги!

       В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе.

       Стандарты образования перестали быть внутрикорпоративным делом исключительно образовательного сообщества.

       Заложен механизм обновления стандартов не 1 раз в 10 лет, как это было ранее, а по мере необходимости.

       Сохраняя единое образовательное пространство России, они допускают большую вариативность и в большей степени отвечают запросам современного общества.

       Сейчас очень важно реализовать потенциал новых стандартов для улучшения качества образования.