Интервью А. Фурсенко радиостанции "Эхо Москвы" "Закон об автономных учреждениях"

 А.ВЕНЕДИКТОВ: 20 часов и 5 минут в Москве, всем добрый вечер, Алексей Венедиктов у микрофона. Хочу сказать, что Владимир Кара-Мурза у нас в отпуске, поэтому я забрал этот час и позвал на этот час Андрея Фурсенко, министра образования и науки, который в нашей студии в прямом эфире. Добрый вечер.

       А.ФУРСЕНКО: Добрый вечер.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Сразу хочу сказать, готов я получать ваши вопросы на SMS +7 985 970-45-45. У нас идет видеотрансляция. К сожалению, чат мне сейчас недоступен. Может быть, позже, если останется время, я буду включать телефоны. Но тему мы сегодня выбрали одну, один из законов вызвал такую бурю возмущения, сравнимую с так называемым 122-м законом, с монетизацией льгот. Но прежде чем, Андрей Александрович, мы перейдем к этой теме, я хотел бы вам задать вопрос немножко по другой теме, а затем всю передачу будем посвящать этому закону, так называемому Об автономных учреждениях, вернее, изменения в закон после закона Об автономных учреждениях.

       Вот, сегодня Государственная Дума обсуждала вопрос о замораживании усыновления детей США за отсутствие договора и хотела обратиться к премьеру с тем, чтобы он это дело заморозил. Ваше министерство... Мы все время думали, что головная организация - это Министерство иностранных дел. Нет, оказывается, что ваше министерство головное. В каком состоянии находятся переговоры с американцами, и считаете ли вы, что подобное соглашение имеет возможность быть заключенным, потому что американцы все время ссылались на международную конвенцию и говорили, что ничего не надо.

       А.ФУРСЕНКО: Такое соглашение может и, на наш взгляд, крайне полезно было бы, чтобы оно было заключено. У нас есть уже один пример - это такое соглашение с Италией, это первое соглашение, которое заключила Россия на эту тему. Сейчас очень активно ведутся переговоры с Францией и с Испанией. И начались переговоры с Соединенными Штатами. Сыграло свою роль то, что есть прецеденты. Но кроме этого, наверное, и определенную роль сыграло то, что было несколько очень неприятных случаев, в том числе последний, когда нашего мальчика выслали без сопровождения из Америки в Россию.

       Мы ведем переговоры, была первая группа экспертов. Переданы соответствующие предложения наши, российской стороны, 12-го переговоры будут продолжены.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: 12-го мая?

       А.ФУРСЕНКО: 12-го мая. Ну, пожалуй, это все.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, но они не заморожены? Вот сейчас же, по-моему, около 135 детей находились в процессе усыновления именно американскими возможными родителями.

       А.ФУРСЕНКО: У нас что мы сделали, это мы приостановили сразу же после последнего инцидента разрешение той организации, которая обеспечивала усыновление мальчика, Артема Савельева, ну, участвовать в дальнейшей организации усыновления. Что касается, в принципе, остановить усыновление - это не вправе делать правительство. Это может быть сделано либо решением законодателя, то есть Государственной Думы.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Изменение в закон, в Семейный кодекс.

       А.ФУРСЕНКО: Да. Либо указом президента. Мы считаем, что это нецелесообразно. Я уже говорил, по-моему, и на вашей радиостанции, что, все-таки, мы должны в первую очередь думать об интересах детей. И совсем недавно я был в США, мы беседовали с нашим послом Сергеем Ивановичем Кисляком, он рассказывал о встречах с нашими ребятами и теми, кто их усыновил. Он сказал, что, "все-таки, когда я смотрю на этих ребят и понимаю, что они нашли себе семью, и когда я вижу, насколько их родители думают не только о том, чтобы они были здоровыми, чтобы они нормально росли, но и о том, чтобы они сохранили в своей памяти то, что они родились в России, их корни в России - я считаю, что это были правильные шаги". Поэтому мы должны бороться с любыми, выходящими за рамки, я бы сказал, не закона, а морали проявлениями. Кстати говоря, не только в международном усыновлении, но и в российском. И сегодня этот вопрос тоже обсуждался в Государственной Думе. Но при этом мы должны в первую очередь думать об интересах детей.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот, 15 человек погибло. С одной стороны, вроде бы, 50 тысяч - все в порядке, как сегодня говорила ваш заместитель госпожа Левитская, что усыновлено американцами за много лет 50 тысяч детей, погибло 15. Но каждый человек погибший - это же нельзя мерить статистикой.

       А.ФУРСЕНКО: Слушайте, один человек погиб - это трагедия, и мы должны делать все, чтобы это не повторилось. Но! Алина Афакоевна Левитская говорила и о том, что происходит в России. И мы не должны подходить с двойными стандартами - что все, что в России, это, в общем, как-нибудь сами разберемся. Каждое обращение жестокое с ребенком, даже если оно не приводит к фатальным последствиям, оно требует специального обсуждения. И мы этим занимаемся, этим занимается наше министерство. Я могу сказать, что сейчас, к счастью, к этому привлечено достаточно много внимания, этим довольно активно занимается и уполномоченный по правам ребенка. И я хочу сказать, что любое внимание к этому процессу, если оно происходит в интересах и всех ребят, и каждого конкретного ребенка, мы приветствуем - мы всегда готовы сотрудничать по любому направлению.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Министр образования и науки Андрей Фурсенко. А теперь перейдем к врагу народа Андрею Фурсенко.

       А.ФУРСЕНКО: Ну, может, не надо уж так?

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, ну, Андрей, это очень важная история, потому что... Давайте вот этот закон, который был недавно принят Государственной Думой и Советом Федерации (еще не подписан президентом, вы вчера встречались с Дмитрием Медведевым), давайте коротко его называть "Закон об автономных учреждениях", хотя это не так, да? Но тем не менее, чтобы было понятно.

       Вот смотрите, я вам сразу задаю вопрос от Ольги Балашовой из Москвы: "Какую цель вы ставили? (ну, она пишет "принимая этот закон") Не вы принимали, тем не менее, какую цель преследует этот закон?" Вот, гуманитарно, если можно. Вот, цель?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, с точки зрения моей, я, все-таки, будут говорить об образовании.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Надо напомнить, что здесь касается и Министерства культуры, и Министерства здравоохранения, и Министерства образования.

       А.ФУРСЕНКО: Ну, касается вообще бюджетных учреждений.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Но мы говорим о бюджетных организациях в образовании. Давайте.

       А.ФУРСЕНКО: Вот, для образования, например, мы заинтересованы были, чтобы закон этот был принят, потому что реально это констатация того, что уже в образовании сделано.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Непонятно.

       А.ФУРСЕНКО: Вот, все те возможности, которые даны в законе, они в той или иной степени в образовании реализованы.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, давайте перечислим возможности тогда. Что закрепляет этот закон, что дает этот закон?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, например. Закон говорит о том, что мы должны отталкиваться от госзадания. Мы должны отталкиваться не от сметного финансирования, когда даются деньги учреждению, как бы, на содержание учреждения.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Мы берем школы. Вот, давайте, возьмем школы. Вот, есть школа.

       А.ФУРСЕНКО: Вот, школе можно давать деньги, как бы, по 2-м направлениям. Можно говорить "Вот, мы вам даем деньги для того, чтобы вы обучили, воспитали вот этих ребят. Вот, если вы хотите обучить больше ребят, мы должны вам дать больше денег. Если вы хотите обучить ребят лучше и вы доказываете, что вы можете им дать лучшее образование, мы тоже должны вам дать больше денег". А можно сделать по-другому. Сказать "Вот вам 3 рубля, ни в чем себе не отказывайте, и за эти деньги вы должны сделать все". Вот, первый подход - это госзадание, а второй вопрос - это сметное финансирование. Вот, мы выступали и выступаем за то, что в тех вопросах, за которые мы отвечаем (в образовании, да и в науке тоже) мы должны исходить из госзадания.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Не понимаю. Давайте еще раз. Смотрите, вот, опять, школа. В школе 100 учеников, и если вы финансируете ее, там, по душе, что называется, подушевое финансирование, предположим, школа получает 100 тысяч рублей в месяц, да? 100 учеников - 100 тысяч. Что изменилось? Вот это подушевое финансирование, вот, бюджет выдает на каждого ученика, деньги идут за учеников. Это уже есть.

       А.ФУРСЕНКО: Нет. Во-первых, у нас есть сегодня, появились сегодня новые стандарты. В этих стандартах впервые за все время существования помимо того, что написано, что ребенок должен знать после того, как он отучился в школе, написана еще одна вещь - в каких условиях он должен учиться. Этого никогда раньше не было.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, например? Еще раз.

       А.ФУРСЕНКО: Ну, например.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Что значит "в каких условиях"?

       А.ФУРСЕНКО: Что должны быть компьютеры, например, для того, чтобы изучать информатику и математику. Что должны быть кабинеты физики. Вот это все на сегодняшний день в стандартах мы прописываем - раньше этого никогда не было. Основываясь на этом, мы можем сказать, что для того, чтобы научить ребят, какое-то количество, научить ребят по всем предметам, которые входят в стандарт (а в этот стандарт входят и предметы, так называемые базовые, дополнительные, ИЗО, музыка и так далее), надо потратить вот столько денег. Да, бюджетных денег, конечно. Потому что у нас есть конституционная норма о том, что общее образование - оно должно быть бесплатным.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Оно осталось?

       А.ФУРСЕНКО: И оно осталось, и будет оставаться.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Андрей, объясните, пожалуйста, откуда взялось огромное количество вопросов о том, что все кроме математики и русского будет платно? Откуда это берется? Это же люди не придумывают, да?

       А.ФУРСЕНКО: Нет. Вы у нас журналист, вы мне и скажите, откуда это взялось. Откуда?

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть правильно я понимаю, что если у учеников было 24 часа бесплатных предметов в неделю (предположим, 24 часа, там, в каком-то классе), они 24 часа остаются бесплатными?

       А.ФУРСЕНКО: Они остаются бесплатными. Более того, как только мы переходим к стандарту, то может оказаться, что этих бесплатных часов окажется больше.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А меньше?

       А.ФУРСЕНКО: Меньше не может, потому что это стандарт, который мы сейчас вводим. Во-первых, он публичный, он известен, и в этом стандарте точно прописано, что он не может ухудшить обучение детей. Он может улучшить.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть не может случиться так, что вот эти предметы, которые, не знаю, когда вы учились в школе, когда я учился в школе, мы их считали необязательными, имея в виду ИЗО, музыка, физкультура станут платными, грубо говоря? Вот, математика, русский, история, география, физика, химия бесплатные, а ИЗО, музыка, физкультура, НВП - платные?

       А.ФУРСЕНКО: Они всегда были обязательными. Мы могли для себя чувствовать, что можно закосить, там, физкультурой и прогулять ее, а, вот, математику точно нельзя, потому что будет дело гораздо хуже. Но они в программах в то время всегда были обязательными, и сейчас они в стандартах обязательные.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: И следовательно, они бесплатные?

       А.ФУРСЕНКО: И следовательно, бесплатные.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Тогда что становится платным?

       А.ФУРСЕНКО: Во-первых, может так статься, что ничего не будет платным. Но, вот, школа считает, что она в рамках бюджета обеспечивает обучение и ничего сверх этого делать не хочет.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Это решение школы, которая стала автономным учреждением?

       А.ФУРСЕНКО: Она не автономна стала, она осталась государственным учреждением. Но в рамках нового закона государственные учреждения получили новые права.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Так? Ее право тогда? Вот, в платности предметов ее право что сделать, школы?

       А.ФУРСЕНКО: Ее право какие-то новые услуги оказывать за деньги.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Что такое новое относительно старого?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, например. Дети в школе хотят изучать второй иностранный язык.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Так? До этого не было?

       А.ФУРСЕНКО: Это не входит в стандарт. У нас сегодня в стандарте изучение одного иностранного языка. Я могу сказать, что это, скажем, в каких-то школах, может быть, сегодня есть 2 иностранных языка и муниципалитет считает, что это обязательное условие. Вот это для этой школы, для гимназии, например, 2 иностранных языка. Тогда он может установить норматив, в котором написано, что норматив для этой школы, скажем, включает 2 иностранных языка и он оплачивает за счет бюджета 2 иностранных языка.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть это бесплатно для детей?

       А.ФУРСЕНКО: Это бесплатно для детей будет.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы сказали одну очень важную вещь. Вы сказали слово "школа", Андрей. Школа - это кто? Вот, вы сказали "решает..." По закону это кто?

       А.ФУРСЕНКО: Это как раз очень важный вопрос, потому что помимо того, что... Ну, вообще есть минимальный норматив - это то, что входит в стандарт. Вот, в наш стандарт, который утвержденный на уровне федерального правительства, зарегистрированы эти стандарты в Минюсте. Вот, в него входит какой-то набор предметов. Эти стандарты - они утверждаются. Вот, сейчас утвержден стандарт для начальной школы, по-моему, через год будет утвержден для основной школы, еще через какое-то время будет вводиться стандарт для полной школы.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Но это не значит, еще раз повторю, что если сейчас там в 8-м классе 24 часа в неделю, которые идут бесплатно, что что-то из них станет платное?

       А.ФУРСЕНКО: Я еще раз повторяю...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Не, я еще раз спросил.

       А.ФУРСЕНКО: ...стандарт говорит "Да". Стандарт связан не с платностью-бесплатностью. Стандарт связан с тем, что человек должен знать, когда закончит тот или иной уровень образования, начальную школу, основную школу, полную школу. Плюс к этому учредитель для школы - это муниципалитет (но как вы знаете, финансирование учебного процесса проходит с участием региона, поэтому, наверное, в этом будет участвовать регион) может для той или иной школы увеличить норматив, предложив школе добавить новые предметы. При этом это обсуждение, как я представляю себе, и в рамках этого подхода мы сейчас готовим специальные методички. Это предмет обсуждения между школой (а школа - это директор, с одной стороны, и управляющий совет, представляющий общественный совет, который представляют родители).

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, секундочку. Давайте вот здесь не проскочим. Когда вы говорите "школа принимает решение", я хочу понять: это решение принимает директор, то есть администрация в соответствии с законом? Или это решение - обязательно апробации вот этого родительского, попечительского, общественного, как хотите, совета.

       А.ФУРСЕНКО: Во-первых, если это автономное учреждение, то это обязательное условие. Если это государственное учреждение, то там обязательности включения попечительского совета нету. Но при этом на сегодняшний день...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть это директор? Если это государственное учреждение, это директор?

       А.ФУРСЕНКО: Да. На сегодняшний день рекомендовано в уставах школ прописывать участие общественных советов.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Рекомендовано?

       А.ФУРСЕНКО: Рекомендовано. И я могу сказать, что на сегодняшний день после запуска национального проекта, вот, у меня написано, в 99% школ в тех регионах, которые участвовали в национальном проекте...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Это половина что ли где-то, да?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, на самом деле, это не половина, это 31 регион, в которых учится больше трети.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, треть, ну, треть.

       А.ФУРСЕНКО: Больше трети. Так вот, в 99% школ созданы и функционируют школьные советы.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Но школьный совет - это не родительский совет.

       А.ФУРСЕНКО: Нет, школьный совет - я говорю "общественный совет", я не говорю "родительский совет" - в него входят родители. И, вот, этот совет функционирует. И он участвует в работе, в подготовке предложений и он, на наш взгляд, может и должен... И новый закон предоставляет такую возможность участвовать вместе с директором школы не просто в формировании норматива, но и в отстаивании его перед учредителями.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Но, все-таки, решение директора?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, решение того, кто, как говорится, отвечает, подписывает финансы.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: В этой связи был вопрос - сейчас не буду искать, у меня здесь огромное число бумаг - не произойдет ли такая своеобразная приватизация школьного (я на школах останавливаюсь, я пока не говорю о высших учебных заведениях). Не произойдет ли приватизация школьного имущества и вот этих дополнительных доходов директорами? Потому что мы получили массу сообщений, видимо, из тех регионов, о том, что там директор все решает, сама решает и т.д., и т.п. Приватизация. Вопрос имущества в том числе.

       А.ФУРСЕНКО: Приватизация. Вот, имущество как принадлежало учредителю, так и принадлежит. Ничего нового не происходит.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Использование имущества, сдача в аренду имущества.

       А.ФУРСЕНКО: У нас, на самом деле, еще раз говорю, вот, все, что есть в образовании сегодня, то и остается. Но есть одно очень важное дополнение. В отличие от того, что было до сих пор, сегодня есть четко прописанная система отчетности и система прозрачности.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть контроля? Вы хотите сказать, что будет контроль. А кто будет контролировать?

       А.ФУРСЕНКО: Во-первых, контроль осуществляет общественность. Не надо улыбаться на этот счет. Когда абсолютно публично предписано законом, что публично должна быть отчетность не только об использовании имущества и об использовании средств, но и достигнутых результатах публичных, то я думаю, что, все-таки, это позволяет общественности, родителям и, может, не только родителям контролировать, что происходит в школе.

       Я повторяю, я говорю о государственных учреждениях. В автономных учреждениях гораздо жестче: там уже предписано, что есть наблюдательный совет, который имеет определенные права. Но даже в государственных учреждениях то, что сегодня нету, вот, в рамках этого закона это будет. И я призываю, когда мы обсуждаем вопрос, сравнивать не с какой-то идеальной моделью, которая у людей в головах. Ну, я не знаю, какая модель - я как раз не могу понять, какая у них модель.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: У всех разные модели в головах.

       А.ФУРСЕНКО: Нет, ну, точно не то, что предлагается. А я предлагаю, все-таки, сравнивать с тем, что сегодня и что завтра.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, вот, пока люди пытаются понять.

       А.ФУРСЕНКО: Да. Вот, по сравнению с тем, что сегодня, открытость увеличивается.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Для кого? Кому открытость? В чью сторону?

       А.ФУРСЕНКО: Открытость для общественности.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Для родителей.

       А.ФУРСЕНКО: Учредитель и раньше мог потребовать отчет финансовый и мог спросить "А что вы, собственно говоря, достигли?" Сегодня очень важно, что для публики открытость увеличивается. Для всех. То есть публичность увеличивается.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, вот, смотрите. Еще раз. Школа, условно школа получает право, я правильно понимаю, зарабатывать деньги дополнительно и распределять их должен там директор с помощью совета там, где он есть. Значит, уровень коррупционности этой меры просчитывался?

       А.ФУРСЕНКО: Я могу сказать, что я считаю, что уровень коррупционности...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Это же такие заработанные деньги...

       А.ФУРСЕНКО: ...на порядок меньше, чем то, что есть сегодня.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Где? Куда делся этот порядок с принятием этого закона?

       А.ФУРСЕНКО: Нет. Я могу сказать. Во-первых, коррупция уходит тогда, когда все прозрачно и все открыто. Сегодня директор является, действительно, полновластным хозяином, который гораздо менее подотчетен. Правильно?

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Но у него только бюджетные деньги, вот эти 100 тысяч рублей, о которых мы с вами говорили.

       А.ФУРСЕНКО: Алексей Алексеевич, вот, вы получили такое большое количество запросов. Там везде написано, что сегодня в школах только бюджетные деньги и больше ничего?

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет. Наоборот, люди пишут, что сейчас уже все давно платное, все образование платное.

       А.ФУРСЕНКО: Ну, так, давайте мы от этого и отталкиваться. Сегодня мы говорим о том, что, первое, директор не может сегодня потребовать деньги за то, за что он получил деньги от государства. Когда он получил смету, то он говорит "А на это не хватает, а на это не хватает, а на это не хватает". Значит, когда он получил государственное задание, то ему точно прописано, что "вот тебе деньги даны по нормативу на раз, два, три, четыре, пять". И поэтому он не может сказать родителям, что "вы знаете, я, вот, получил уже деньги на английский язык, но чтобы еще лучше учить, я должен еще на это получить от вас". Это незаконно, это противоречит тому, что написано в сегодняшнем законе.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Но и сейчас это не очень законно, да?

       А.ФУРСЕНКО: Это сейчас незаконно. Но сейчас, как бы, на это закрывают глаза, потому что говорят, что не хватает, потому что той сметы, которую вам дали, ни на что не хватает.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Да.

       А.ФУРСЕНКО: Вот, сегодня норматив, который прописан, он должен учитывать все те вещи, которые прописаны в стандарте.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: На занавески?

       А.ФУРСЕНКО: Нет, прописаны в стандарте.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, ну, на занавески, на уборщицу.

       А.ФУРСЕНКО: Да. Ты должен прописать, что для того, чтобы обеспечить... Вот, в госзадании должно быть точно прописано: вот, на выполнение стандарта (а как я сказал, в стандарте говорится не только о тех знаниях, которые должен получить ребенок, но и том, в каких условиях он получает эти знания), вот, выдано столько денег.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну вот, смотрите... Я напоминаю, Андрей Фурсенко у нас в гостях. Вася нам пишет: "Приватизация (это он, как бы, догоняет мою фразу), приватизация может пройти через банкротство. Эта процедура прописана в новом законе".

       А.ФУРСЕНКО: Неправда.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Я представляю, банкротство школы. Я себе сильно это представляю.

       А.ФУРСЕНКО: В законе напрямую написано, что банкротство исключено. Вот, просто я могу вам прочитать: "бюджетное учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом)".

       А.ВЕНЕДИКТОВ: И это все?

       А.ФУРСЕНКО: Да. И это все сохранилось.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Хорошо. Но если вы говорите о том, что именно задание или госзадание приносит деньги, здесь же легко, как бы, сократить госзадание или не дать госзадание.

       А.ФУРСЕНКО: Подождите. Есть стандарт.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Подождите. И чего?

       А.ФУРСЕНКО: Есть стандарт, образовательный стандарт. Этот стандарт в соответствии с Конституцией... Есть Конституция, конституционная норма, что должно быть обеспечено для всех бесплатное общее образование. Значит, у нас есть закон о стандартах, что общее образование осуществляется в рамках государственных образовательных стандартов.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Так?

       А.ФУРСЕНКО: Стандарт, который разрабатывается, в нем прописано, что должен знать человек. И в стандарте, как я уже сказал, прописываются условия. То есть это означает, что учредитель, поскольку это закон, он должен обеспечить соответствие стандарту.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть это вообще сумма законов, получается, да?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, строго говоря, вообще, этот закон, о котором сейчас говорят, я, честно говоря, не очень понимаю, почему он вызвал такую реакцию. Этот закон - он, скорее, технический закон, который определенные вещи, финансовые. Не о деньгах он говорит - он говорит, каким образом должно быть организовано финансирование.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, хорошо. Но, вот, люди нам пишут и говорят о том, что, например... Человек нам говорит: "Абсолютно уверена, что закон еще больше разделит общество". Социальный лифт вообще прекратит свое существование, потому что есть регионы, учредители, которые могут устанавливать любые там по объему задания и любые стандарты. А есть регионы, где это невозможно. Не так? Так?

       А.ФУРСЕНКО: Я не понимаю. Я еще раз говорю, что в законе ни слова не сказано о финансировании.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, закон дает право самофинансирования? Ну, в смысле, дополнительного финансирования, школе зарабатывать?

       А.ФУРСЕНКО: Сверх. Сверх того, что прописано в стандартах, государственных образовательных стандартах.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Тогда можете вы, вот, за минуту до новостей сказать, насколько бюджет в 2010 году, в 2009-2010 году насколько вы предусматриваете сокращение бюджета на, скажем, образование, чтобы она могла теперь на рынке, школа работать? В этом вопрос у людей.

       А.ФУРСЕНКО: Сокращение бюджета точно не предусматривается. Предусматривается его увеличение, он устойчиво растет последние 10 лет при всем при том, что я уже говорил вам, количество школьников сократилось на 40%. А бюджет устойчиво растет. Он в постоянных ценах 2000 года увеличился в 3 раза, бюджет образования в стране. Это консолидированный бюджет. Причем, он увеличивался как в регионах, в муниципалитетах, так и в федеральный бюджет. И дальше я уверен, что он будет расти. Уверен, что он будет расти. Но плюс к этому мы не можем запретить школам оказывать услуги сверх стандарта, если они имеют такую возможность.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Андрей Фурсенко, министр образования и науки. После новостей к вашим вопросам.

       НОВОСТИ А.ВЕНЕДИКТОВ: 20 часов 33 минуты в Москве, вы слушаете "Эхо Москвы", Алексей Венедиктов в студии, министр образования и науки Андрей Фурсенко у нас в гостях. Мы говорим о вот этом законе, условно закон об автономных образовательных учреждениях. +7 985 970-45-45 - здесь Аня спрашивает, она так, выделяет: "Будет ли РЕКОМЕНДОВАНО школам становиться автономными образовательными учреждениями?"

       А.ФУРСЕНКО: Нет.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А почему? Тогда если так все правильно, если правильное направление.

       А.ФУРСЕНКО: Во-первых, Алексей Алексеевич, я еще раз хочу сказать, что в рамках этого закона остается 3 формы государственных муниципальных учреждений - это автономные, это так называемые государственные бюджетные учреждения и это казенные учреждения.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Господи, что это такое, еще "казенное"?

       А.ФУРСЕНКО: Казенное учреждение - это то, что в представлении многих, наверное, тех, кто спрашивает и слушателей, собственно говоря, и есть бюджетное учреждение. Это то учреждение, которое, действительно, должно работать по смете, получать деньги по смете. Но не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. То есть если оно занимается предпринимательской деятельностью, то все деньги оно должно сдавать в бюджет.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: И на себя не употреблять, грубо говоря.

       А.ФУРСЕНКО: Да. И реально учредитель имеет право выбрать, в какую форму ему переводить то или иное учреждение. То есть я, например, не исключаю, что какие-то муниципалитеты примут решение, что для них правильнее, чтобы их, например, школы оставались казенными учреждениями.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Подождите, то есть это решение будут принимать учредители?

       А.ФУРСЕНКО: Учредители.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть по каждой школе, по каждому вузу, да? Решение принимают учредители?

       А.ФУРСЕНКО: Имеют такую возможность.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Не понял.

       А.ФУРСЕНКО: Учредитель может принять такое решение.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А может не принять?

       А.ФУРСЕНКО: Ну...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А кто еще может принять?

       А.ФУРСЕНКО: Нет. Учредитель принимает такое решение, но он может принять решение, что он по каждой школе будет принимать индивидуальные решения.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: О! Ну вот, по отдельности, да? В этой связи, значит, оппоненты, в частности, по-моему, это был Олег Смолин от КПРФ, говорил о том, что у некоторых образовательных учреждений есть несколько учредителей. А этот закон заставляет их переучреждаться. Он имеет в виду негосударственные, может быть, вузы. Может быть, негосударственные гимназии. Там может быть несколько учредителей?

       А.ФУРСЕНКО: Вы знаете, ничего нового в этой части закон не вносит.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть не надо переучреждаться?

       А.ФУРСЕНКО: Нет.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Не, ну это важный вопрос, потому что это длинная история.

       А.ФУРСЕНКО: Нет.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Давайте вернемся к сельским школам. Мы говорили об этом и в перерыве, и у меня здесь были вопросы. Но я зайду с другого. Кто-то из ваших слушателей задавал вопросы. Они говорили о том, что в России за последние годы закрылось 13 тысяч образовательных учреждений (естественно, вы за это отвечаете). И вот этот закон, смысл - во-первых, действительно ли это так? - и этот закон приведет к дальнейшему закрытию, потому что малокомплектные сельские школы не смогут... Они и так не жируют, не Москва, чай, да? И родители не много могут принести как поборы. И госзадание они такое не могут получить, и заработать они там, построить бассейн, который сдавать, или там, условно говоря, балетный кружок открыть платный не могут, потому что там всего 10 семей. Андрей?

       А.ФУРСЕНКО: Алексей Алексеевич, во-первых, 13 тысяч - это, наверное, включает в себя самые разные учебные заведения, включая там дополнительного образования, вечерние школы и так далее, и тому подобное. Но количество школ, действительно, уменьшилось. Начнем с того, что за 10 лет - я не знаю, сколько, несколько лет говорил наш слушатель - но я хочу сказать, что за 10 лет количество школьников в России уменьшилось более чем существенно. У нас больше чем на 40%: было около 22 миллионов, сегодня 13 миллионов.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Это демография.

       А.ФУРСЕНКО: Это демография, это чисто демография. Количество школ за это время уменьшилось процентов на 20. То есть отстает. Но уменьшилось.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Уменьшилось.

       А.ФУРСЕНКО: Часть из этих школ - она не исчезла совсем, она стала филиалами более крупных школ.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Так?

       А.ФУРСЕНКО: Часть из этих школ - она, действительно, закрылась, потому что у нас за время национального проекта достаточно активно разворачивалась программа "Школьный автобус", и удалось обеспечить подвоз ребят к школам, к базовым школам, к школам, в которых дается гораздо лучшее образование. Причем, за достаточно короткое время. Причем, подвозили зачастую не только ребят, но и учителей из этих маленьких сел, которые там учились.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Андрей, давайте, вот, чуть вбок я сделаю. Вот, в нашей студии Максим Шевченко - я вам уже говорил. Он говорил о том, что закрытие малокомплектных школ на Северном Кавказе (политическая проблема). Потому что дети просто не получают образование. Там отдельная история или не отдельная история?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, во-первых, я думаю, что гораздо более острая, может быть, история - она даже не на Северном Кавказе, а в Сибири. Потому что если на Северном Кавказе, все-таки, эти села находятся в доступности друг от друга, то в Сибири школы, которые находятся в 15 километрах друг от друга, но по 2 стороны Енисея - они вряд ли могут быть объединены.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: И как вы там?

       А.ФУРСЕНКО: И там остаются маленькие школы. И там остаются. Что касается Кавказа, то я бывал фактически во всех кавказских республиках, в Дагестане и в разных школах бывал, и в Чечне, и в Ингушетии, в Осетии. Могу сказать, что когда школа находится, располагается в избе, причем не самой благоустроенной, с тяжелыми достаточно санитарными условиями (это то место, куда приходят ребята из этого села). То если удается организовать подвоз этих ребят по нормальной дороге в соседнее село, где построена нормальная школа, это благо. Потому что в этой вот школе, в этой избе, к сожалению, многому ребят не научить. Это проблема не только Кавказа - к сожалению, это проблема всей России. Мы можем с этими же проблемами столкнуться в Тверской губернии, в Нижегородской и в любых других. Проблема не в деньгах. Я хочу подчеркнуть. Проблема в первую очередь в качестве образования, которое дается в этих школах.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, все-таки, и в деньгах, да? Потому что, вот, Неля нам из Москвы пишет: "А финансирование школ сохранится на прежнем уровне? Подозреваю, что нет". И дальше говорит о том, что в какой-то школе ее знакомой объявили, что с 1-й по 4-й класс придется платить 10 тысяч рублей в год, а учеников старших классов - 30 тысяч рублей в год.

       А.ФУРСЕНКО: Откуда Неля?

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Неля - не знаю, но телефон есть.

       А.ФУРСЕНКО: Но она из Москвы?

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, видимо, да. Судя по всему.

       А.ФУРСЕНКО: Нет. Ну, вы знаете, Москва - точно не самый бедный регион.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, но финансирование школ останется на прежнем уровне?

       А.ФУРСЕНКО: Финансирование - вот я еще раз хочу подчеркнуть - финансирование устойчиво школ.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, школ, Андрей Александрович?

       А.ФУРСЕНКО: И школ растет финансирование.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: И будет расти?

       А.ФУРСЕНКО: И будет. Я могу сказать, что ни в одном регионе по моим данным не уменьшилась доля бюджета, которая выделяется в школах. Да, в некоторых регионах, в которых резко упал бюджет, общий объем финансирования... А я хочу напомнить, что школы финансируются за счет муниципальных и региональных бюджетов. Объем финансирования несколько уменьшился. Но в этих регионах (это, опять же, по нашему мониторингу), доля финансирования в бюджете - она, все-таки, увеличилась. Более того, увеличились трансферты из центра, которые направлены в первую очередь на покрытие расходов социальных, в том числе и школ. Поэтому общий объем финансирования, я абсолютно уверен, не уменьшается - он увеличивается. Более того я думаю, что мы, все-таки, выходим из кризиса и первыми из кризиса будут выходить школы, несмотря на то, что общее количество детей, которых надо учить на эти деньги, оно продолжает уменьшаться.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Оля пишет: "Школа не должна заниматься предпринимательской деятельностью".

       А.ФУРСЕНКО: Пожалуйста. Давайте оставим все школы казенными предприятиями, и она не будет заниматься предпринимательской деятельностью.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Что здесь плюс, что здесь минус?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, я могу сказать минус.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Давайте.

       А.ФУРСЕНКО: Вот, например, сельские школы. Вы много говорите о сельских школах. Я считаю, что школа в селе должна быть не только чисто школой, она должна быть социокультурным центром.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Клубом?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, клубом в хорошем смысле этого слова. У нас сегодня в школах и только в школах, во многих селах есть интернет. Ничего не считаю плохого нет в том, что, может быть, не конкретно граждане, а тот же самый муниципалитет заплатит школе из статьи расходов на культуру или на связь за то, что школа предоставить свои компьютеры, свой интернет для жителей этого села. Ничего в этом не вижу зазорного.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть это то, что Ольга называет предпринимательской деятельностью.

       А.ФУРСЕНКО: Ну, это не она называет. Это в законе называется "предпринимательской деятельностью".

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Есть ли ограничения для учреждения образований для занятий вот в этом смысле предпринимательской деятельностью?

       А.ФУРСЕНКО: Нет. Есть для учреждений образования: может заниматься школа, любое образовательное учреждение только тем, что прописано в ее уставе. Не может школа, грубо говоря, как я прочел в одной из статей, сдавать, я не знаю, там, сауну для развлечений, для вечеринок. Не может, потому что это не прописано в ее уставе.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А актовый зал?

       А.ФУРСЕНКО: И актовый зал не может. Потому что не прописано в уставе. А, например, для каких-то концертов может сдавать, потому что это культурно-образовательная деятельность.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Андрей Фурсенко на "Эхе Москвы", давайте двинемся дальше. Вот, все-таки, наверняка как любые новеллы, любые инновации, это в себе... существует реальная угроза. Вот, вы не видите те угрозы, которые говорят ваши оппоненты - я имею в виду и коммунистов, и "Справедливую Россию", и ЛДПР - я тут почитал стенограмму заседаний Государственной Думы. А вы видите вообще, в чем недостатки этого закона и где, может быть, мы просядем?

       А.ФУРСЕНКО: Опасности вижу.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: В чем?

       А.ФУРСЕНКО: Первая опасность. Этот закон подразумевает гораздо более активное участие общественности.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Родителей. Ну, давайте говорить "родителей".

       А.ФУРСЕНКО: Только родителей, да.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. А подождите, а в вузах какая общественность?

       А.ФУРСЕНКО: А в вузах наблюдательные советы.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А у нас сейчас всюду наблюдательные советы? В вузах?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, у нас в автономных учреждениях.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, у нас 2 автономных вуза, по-моему.

       А.ФУРСЕНКО: Ну, не 2.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, 2. Ну, Андрей Александрович, ну, 2.

       А.ФУРСЕНКО: Уже больше гораздо.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, 5, хорошо - поторгуемся.

       А.ФУРСЕНКО: Да. И сейчас их будет гораздо больше, потому что значительная часть наших вузов говорит, что ей недостаточно получить эти права в рамках нового закона по госучреждениям - они хотят двигаться дальше. Ну, для вузов есть такая важная вещь, что автономное учреждение имеет право проводить конкурсные процедуры вне рамок столь хорошо известного всей аудитории 94 ФЗ.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Автономные учреждения?

       А.ФУРСЕНКО: Автономные. А госучреждения должны следовать требованиям закона.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Не понимаю, где больше коррупции. Ну ладно. Или где меньше коррупции.

       А.ФУРСЕНКО: Ну, я повторяю, я говорю об интересе вузов.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, понятно.

       А.ФУРСЕНКО: В большинстве случаев я считаю, что 94 ФЗ дает возможность, действительно, уменьшить коррупцию. Но есть и особенность. Например, в закупках, которые связаны с научными исследованиями.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну понятно.

       А.ФУРСЕНКО: Это другая тема, которую можно обсуждать, но она не сегодня. Так вот, я хочу сказать, что первая опасность - это то, что, все-таки, не будут активно родители, общественность входить в эти общественные органы и участвовать в управлении школами. Мы очень рассчитываем, мы предлагаем даже, чтобы в каждом округе были проведены, я не знаю, как угодно сказать, конференции, встречи, совещания, в которых бы были привлечены руководители школ, представители учредителей и представители общественности. Это отчасти будет иметь такую, образовательно-воспитательную ценность, отчасти вопрос обмена мнениями, соображениями, взглядами. Причем, это должно быть максимально широко известно, вот, результат этих обсуждений. Мы считаем, что в тот переходный период, который определен...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А какой определен?

       А.ФУРСЕНКО: Ну, вообще, до середины 2012 года, в целом, определен переходной период для муниципальных учреждений. Для федеральных несколько быстрее, но я могу сказать, что, что касается образовательных учреждений, которые подчинены министерству - я имею в вид высших учебных заведений, - то, по крайней мере, те ректоры, с которыми я говорил, они настроены на то, чтобы максимально быстро использовать преимущества этого закона. Они эти преимущества видят.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, это по вузам - это, в общем, как бы, понятно.

       А.ФУРСЕНКО: Вот, теперь по школам. Я говорю, что наша задача - это максимально широко распространить тот опыт, который сегодня уже есть. Причем, именно опыт...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А почему так мало?.. Извините, все равно я вас перебью. Почему так мало? Вот, вы говорите, 30 регионов было в эксперименте. Вот, я вам сказал "2 вуза" - наверное, их больше. Но почему так мало и неохотно реально по статистике директора или руководители, или общественные советы, имея возможность перейти в автономное или, там, в государственное учреждение, почему так мало и неохотно они переходят? Значит, они чувствуют какие-то... Вроде бы выгодно - там, устраивай бальные кружки, проводи спортивную секцию платную, сдавай зал. Не хотят.

       А.ФУРСЕНКО: Алексей Алексеевич. Во-первых, переходят не для того, чтобы сдавать зал и организовывать бальные кружки.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А для чего?

       А.ФУРСЕНКО: А для того, чтобы получить свободу.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет. Свободу чего?

       А.ФУРСЕНКО: Свободу...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: У вас же стандарты. Свободу чего? Внутри же стандартов и так, и так.

       А.ФУРСЕНКО: Нет, но свободу, скажем, теми бюджетными деньгами, свободу их перераспределения, свободу когда то, что вы сэкономили, вам не надо сдавать обратно в бюджет. Когда изменения, которые надо сделать в интересах организации учебного процесса вам не надо согласовывать по полгода с вашими учредителями. Когда вы можете это делать сами.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Это предусмотрено в законе?

       А.ФУРСЕНКО: Это предусмотрено в законе. Потому что, на самом деле, значительная часть директоров, с которыми я встречаюсь - а вы знаете, что вообще довольно много мотаюсь по стране, у меня, скорее, беда в том, что я меньше бываю в московских школах, чем в школах, там, Якутии или Хабаровского края. Так вот, для того чтобы что-то сделать, директору надо иметь такое количество согласований, что он говорит "Да ну их к богу, я лучше либо ничего не буду делать, либо буду делать как-то в рамках серых схем".

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, понятно.

       А.ФУРСЕНКО: Вторая вещь, которая очень важна, мы должны добиться того - это тоже наша задача - чтобы научить контролеров. Потому что сегодня контролирующие органы этот закон знают, к сожалению, не лучше, чем те слушатели, которые задают нам вопросы.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А я, кстати, хочу сказать, я обещаю, я обязуюсь, во-первых, вывесить на сайте текст закона. Во-вторых, рядом вывесить на сайте, извините, те возражения, которые господин Смолин и госпожа Дмитриева по этому закону высказали во время обсуждения в Думе. Ну и, естественно, и вашу позицию, чтобы наши слушатели или посетители сайта, все-таки, ознакомились, о чем идет речь.

       А.ФУРСЕНКО: Да. Мы готовы дать вам дополнительные разъяснительные материалы по закону - он очень сложен, он большой.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, это правда, да.

       А.ФУРСЕНКО: И закон как всегда, пишется он как? Он дополняет вот такой закон, вот, вместо такой-то статьи надо ввести такие-то слова.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну вот, мне нужен какой-то документ...

       А.ФУРСЕНКО: Нужны подробные пояснительные записки.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Да-да-да.

       А.ФУРСЕНКО: Вот это мы готовы предоставить. Поэтому я считаю, что проблема внедрения этих идей - она очень серьезная и она требует очень большого участия, нашего в том числе. Вот, мы занимаемся, как я уже сказал, вопросами разработки методических материалов. На самом деле, точно не на ровном месте, потому что в рамках нацпроекта практически те материалы, которые требуются сегодня, они разработаны. И мы должны их, ну, отчасти улучшить с учетом того опыта, который накоплен. А отчасти с учетом тех четко сформулированных законодательных норм, которые появились в законе.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Смотрите, правильный вопрос от Юли: "А как же борьба с терроризмом? В школу будут пускать чужих людей - они могут устроить что хотят".

       А.ФУРСЕНКО: А каких чужих людей?

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, ну, вот, если школа, там, начинает заниматься предпринимательской деятельностью. Ну вот, концерт, условно говоря.

       А.ФУРСЕНКО: Вот, я еще раз повторяю, и Юле могу ответить. Давайте говорить о том, что сегодня есть. Вот, те же самые нормы, которые были в борьбе с терроризмом, которые были в борьбе, там, с незаконным предпринимательством - они как сегодня есть, так и завтра будут. И ничего нового тут появиться не должно, никакой вседозволенности быть не может. Я уже сказал по поводу уставной деятельности. Да, надо думать о том, как все эти вопросы будут решаться, не вредя основному процессу, не вредя безопасности ребят. Кстати говоря, по санитарным нормам тоже можно сказать: нельзя пускать всех и каждого, скажем, в столовую, например, школы. Потому что мало ли придет человек больной, а потом ребята, которые будут там учиться...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть это тоже каким-то образом регламентируется?

       А.ФУРСЕНКО: Конечно. Никто не отменил ни одной запрещающей или ограничивающей нормы.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Но разрешил другое.

       А.ФУРСЕНКО: Что разрешил? В рамках уставной деятельности и существующих нормативных актов заниматься тем, чем и так сегодня занимаются.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А, вот, Евгений из города Нижневартовск спрашивает: "Влияет ли мнение трудового коллектива школы на переход или не переход в АУ?"

       А.ФУРСЕНКО: Я могу сказать свою точку зрения.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Пожалуйста.

       А.ФУРСЕНКО: Значит, я считаю, что учредитель должен прислушиваться и к мнению трудового коллектива, и к мнению, как я уже сказал, общественности, ну вот, в данном случае родителей. Что касается АУ, точно будет влиять. Что касается перехода в государственное учреждение, то... Ну, тут есть выбор между казенным учреждением и государственным. Но я считаю, то есть я абсолютно уверен, что очень мало найдется трудовых коллективов и директоров школ, которые захотят остаться в рамках казенных учреждений.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: А, вот, я сейчас зайду с фланга, как Мюрат. Скажите, пожалуйста, а, вот, тот эксперимент, который начался по выборам, ну, Основы религий, Основы культуры и так далее - не важно. Сейчас вопрос-то не про это. Насколько общественность, с вашей точки зрения, оказалась готова в тех регионах, где идет эксперимент, родители, общественные организации при этом эксперименте. Вы уже просчитывали это? То есть существует ли общественность, грубо говоря? Существуют ли эти родители или, там, 5 родителей из класса, которые решают все? Вот, опыт в этом интересен.

       А.ФУРСЕНКО: Вы знаете, на мой взгляд, общественность существует.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Школьная общественность?

       А.ФУРСЕНКО: Да. Я могу сказать, что когда начинался национальный проект, то я помню, как руководитель системы образования одного из регионов, когда мы потребовали, чтобы в отборе лучших учителей, лучших школ участвовало как минимум 2 общественные организации в каждом регионе, сказал: "Где я возьму эти 2 общественные организации?" Когда мы через год встретились с этой дамой, она сказала: "Вы знаете, я, на самом деле, недооценивала. Неправильно оценивала. Вот, я думала, что я свой регион знаю. Когда вы мне стали объяснять, что я неправильно оцениваю, то я решила, что просто вы не в теме, не в курсе. Вот, я могу сказать, что, на самом деле, их у меня 6 и они все активным образом во всем этом участвуют".

       А.ВЕНЕДИКТОВ: В этой связи 2 вопроса пришло. Вот, важная история. "Попечительские советы - можно ли их создавать?" - спрашивает Леня. И Юра тут же: "Почему бы не передавать заработанные деньги, ну, видимо, от предпринимательской деятельности попечительскому совету как в Америке, а не директору школы".

       А.ФУРСЕНКО: А я считаю, что так и должно быть.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть?

       А.ФУРСЕНКО: Что должны эти деньги заработанные, ну, как бы, распределяться с участием попечительского совета. И более того, я рекомендую настаивать родителям на том, чтобы это было включено в устав школы.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Так?

       А.ФУРСЕНКО: Мы со своей стороны рекомендуем, чтобы именно эти нормы в уставах школ присутствовали. Мы, как вы помните, не можем напрямую управлять тем, что происходит в школах. Мы можем давать рекомендации. Но, вот, во всех наших рекомендациях, которые мы давали в проектах...

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Потому что школы - это муниципальные.

       А.ФУРСЕНКО: Это муниципальные учреждения, и на них влияет регион как финансирующая организация, которая спонсирует учебный процесс. Но! Во всех регионах, которые участвовали в комплексном проекте модернизации образования мы ставили условие, что если они хотят участвовать в этом проекте, они должны, вот эти требования, о которых я сказал, выполнять. И мы добились результатов. У нас, на самом деле, общественность участвует в определении, например, стимулирующих надбавок. Участвует.

       Да, коллеги, мы все, все-таки, живем в одной стране и мы прекрасно понимаем, что где-то это происходит более формально, где-то менее формально. Но я могу назвать несколько регионов, где это происходит, действительно, не формально.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Где? Ну, давайте.

       А.ФУРСЕНКО: Ну, я могу сказать, что в Бурятии, например, происходит достаточно неформально. В Калининграде. В Краснодарском крае. В Красноярском крае в той или иной степени. Я абсолютно убежден, что найдется слушатель, который скажет "А у нас..."

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, конечно. Безусловно.

       А.ФУРСЕНКО: "В этой вот, в нашей школе вот это происходит не так". Нам достаточно много пишут. Более того, мы стараемся с каждым случаем, где говорят, что нарушаются наши пожелания, требования, разбираться. Я могу сказать, что в большинстве случаев, все-таки, те, кто жалуются, они не в полной мере правы. Скорее, это жалуются обиженные люди.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, возможно. Но, может быть, незаслуженно обиженные. И так бывает, извините.

       А.ФУРСЕНКО: Бывает. И с этим надо бороться. Поэтому я еще раз повторяю одну вещь. Очень важно, чтобы люди неформально относились к своему участию.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы имеете в виду общественность?

       А.ФУРСЕНКО: Общественность. Чтобы они не махнули рукой, а, наоборот, активно шли в общественный совет.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Очень коротко. По закону о бюджетных учреждениях для отчета по предпринимательской деятельности нужен отдельный бухгалтер. Где взять в селе?

       А.ФУРСЕНКО: Нет, ну, это старый вопрос о том, что вообще в школе должен быть бухгалтер или не должен быть.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Так?

       А.ФУРСЕНКО: Мы считаем, что школа должна, ну, в ряде случаев двигаться как независимое учреждение, и тогда если есть там бухгалтер, то этот бухгалтер может там существовать.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: На полставки, на треть ставки.

       А.ФУРСЕНКО: Да, на треть ставки может существовать. Вообще, в каждом селе хоть один бухгалтер есть. Если такое невозможно, ну, тогда существует возможность какой-то централизованной бухгалтерии, которая оказывает услуги всем школам. И еще раз повторяю, есть, возможно, случаи, когда школа остается, все-таки, казенным учреждением.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Последний вопрос - он так, совпадает - вы мне напомнили разговор с министром обороны Сердюковым, который рассказывал, когда они там премии распределяли... Вот, помните, они то же самое вводили, и там, значит, командир подводной лодки рассказывал, тоже там были проблемы: либо всем поровну, либо в общий котел, потому что люди обижаются. В этой связи с Сердюковым хитрый вопрос: "А НВП будет платное?"

       А.ФУРСЕНКО: Нет. Это следующий вопрос. НВП платным не будет, и вообще как будет вводиться НВП - это специальный вопрос. Потому что я считаю, что очень важно, чтобы НВП был не отдельно взятый предмет, а чтобы это была часть физкультуры, часть истории, часть обществознания. Потому что в каждом из этих предметов мы должны готовить людей в том числе к защите родины, усиливать патриотическое воспитание. А главное, может быть, для подготовки к армии - готовить здоровых детей.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: И у вас с министром обороны Сердюковым по этому вопросу как?

       А.ФУРСЕНКО: Мы очень активно взаимодействуем. Я могу сказать, что по подавляющему большинству вопросов мы находим взаимопонимание.

       А.ВЕНЕДИКТОВ: Андрей Фурсенко, министр образования и науки. Еще раз повторяю, уважаемые слушатели, что мы за праздники получим все документы и после праздников тоже, вывесим по этому закону, соберем еще раз ваши комментарии и вопросы, еще не один раз будем к этому закону возвращаться, благо есть переходный период. Спасибо большое, Андрей Александрович.

       А.ФУРСЕНКО: Спасибо, Алексей Алексеевич