"Учительская газета" № 1 от 12 января 2010 года. "Реструктуризация. Как сделать этот процесс эффективным?"
Комментарий министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Галины Черновой:
Один из существенных рисков заключался в том, что длительное время приходилось искать контртраргументы для противников перемен: «не будет школы – не будет и деревни». Применительно к нашей республике с ее комплексными программами социального обустройства села довод этот оказался неубедительным. Да, школа для маленькой деревни, конечно, важна. Но куда важнее, чтобы в эту деревню пришел газ, чтобы к ней была проложена хорошая дорога, чтобы люди имели и работу, и достойную зарплату. Вот тогда о вымирании сельской глубинки и говорить не придется и детей, возможно, станет больше.
Реструктуризация сельских школ высветила необходимость решения целого комплекса проблем на селе. По поручению Президента Н.В. Федорова все инвестиционные программы республики сверяются с необходимостью развития сельских базовых школ. Строилась, к примеру, новая школа – одновременно решался вопрос её газификации и всей деревни (сегодня все населённые пункты в Чувашии газифицированы). Появились в сельских школах компьютеры - значит, надо наладить в глубинке хорошую связь, чтобы ученики могли работать в Интернете. И школьные автобусы по бездорожью не поедут, отсюда и появлялись целевые программы. Так что все вопросы решаются комплексно, и образование работает на социальное обустройство жизни людей на селе, поэтому и местной власти выгодно его развивать.
Что еще предстоит? Развитие школы ступеней, хотя здесь больше психолого-педагогических барьеров, чем организационно-управленческих.
Конечно, в республике остались малочисленные школы - в основном те, которые находятся далеко от базовых школ и ресурсных центров, и доставка детей оттуда на школьных автобусах в принципе нецелесообразна. Не спасет ситуации и открытие интернатов – мы в принципе против них, считая это крайней мерой. Решение же проблемы видим в активном внедрении новых образовательных технологий, прежде всего дистанционных, в углублении сетевого взаимодействия.
В ходе реструктуризации выявилась и очевидная необходимость сохранения, а в ряде случаев даже развития начальных школ. Поэтому будем вести строительство зданий малокомплектных школ и филиалов модульного типа. Если увеличится количество малышей на селе, то уже к имеющемуся зданию пристроится следующий модуль и так далее. Главное условие, чтобы ребятам было в них комфортно, и пока они еще маленькие, могли учиться рядом с домом.