Комментарий министра Г. Черновой "Учительская газета" № 1 от 12 января 2010 года. "Реструктуризация. Как сделать этот процесс эффективным?"

"Учительская газета" № 1 от  12  января  2010 года. "Реструктуризация. Как  сделать  этот  процесс эффективным?"

Комментарий министра образования  и молодежной  политики  Чувашской  Республики  Галины  Черновой:

- Конечно,  все эти  годы нами осуществлялся постоянный мониторинг хода реструктуризации: оценивались не только образовательные результаты, но и социальные последствия.
Один  из  существенных  рисков заключался в том,  что длительное время  приходилось искать контртраргументы для противников перемен: «не  будет  школы – не будет и деревни». Применительно к нашей республике с ее комплексными программами социального обустройства села довод этот оказался неубедительным. Да, школа для маленькой деревни, конечно, важна. Но куда важнее, чтобы в эту деревню пришел газ, чтобы к ней была проложена хорошая дорога, чтобы люди имели и работу, и достойную зарплату. Вот тогда о вымирании сельской глубинки и говорить не придется и детей, возможно, станет больше. 
Реструктуризация сельских школ высветила необходимость решения целого комплекса проблем на селе. По поручению Президента Н.В. Федорова все инвестиционные программы республики сверяются с необходимостью развития сельских базовых школ. Строилась, к примеру, новая школа – одновременно решался  вопрос  её газификации и всей деревни (сегодня все населённые пункты в Чувашии газифицированы). Появились в сельских школах компьютеры -  значит, надо наладить в глубинке хорошую связь, чтобы ученики могли работать в Интернете. И школьные автобусы по бездорожью не поедут, отсюда  и появлялись  целевые  программы. Так что все вопросы решаются комплексно, и  образование работает на социальное обустройство жизни людей на селе, поэтому и местной власти выгодно его развивать.
Что еще  предстоит? Развитие  школы  ступеней, хотя  здесь больше  психолого-педагогических барьеров, чем организационно-управленческих.
Конечно, в республике остались малочисленные школы - в основном те, которые находятся далеко  от базовых школ и ресурсных центров, и доставка детей оттуда на школьных автобусах в принципе нецелесообразна. Не спасет ситуации   и открытие интернатов  – мы в принципе против них, считая это крайней мерой.  Решение же  проблемы видим в активном  внедрении новых образовательных технологий, прежде всего дистанционных, в углублении сетевого взаимодействия.
В ходе реструктуризации выявилась и очевидная необходимость сохранения, а в ряде случаев даже развития начальных школ. Поэтому будем вести строительство  зданий малокомплектных школ и филиалов модульного типа. Если увеличится количество  малышей на селе, то уже к имеющемуся зданию пристроится следующий модуль и так далее. Главное условие, чтобы ребятам было в них комфортно, и пока они еще маленькие, могли учиться рядом с домом.