Статья министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Г. Черновой, опубликованная в газете «Вести образования» № 17 от 1-15 сентября 2009 года

Ломая  стереотипы

Каждый ребенок уникален и бесценен, и главная  наша задача – создать  максимально благоприятные  условия  для его развития.

 ДО 2040  ГОДА
В 2008 году по поручению Президента республики Н.В.Федорова была разработана Стратегия развития образования до 2040 года. Задача, конечно, была очень сложная. Но главное направление для решения было ясно – с принятия первой постсоветской республиканской  целевой программы образование в республике рассматривается как магистраль, ведущая человека от школьной парты к мировому рынку труда, как социальный «лифт», как возможность подготовки к новым стандартам жизни в третьем тысячелетии, как инвестиции в будущее.
С каждым годом, с новыми проектами и программами, как федеральными, так и международными, стратегия наполнялась новыми идеями, нормативными документами, организационно-экономическими схемами и т.п. Мы искали и принципиально новые решения, и инновации разного масштаба, и творческих, инициативных людей. Наверное, почти нет российских экспериментов, в которые мы так или иначе не стремились бы войти. Были, конечно, и такие, которые «не пошли» в массовую практику, но на них мы учились анализировать инновации, просчитывать их риски, как педагогические, так и социальные.
Федеральное Министерство брало на себя ответственность за очень смелые пилотные проекты, что позволило их участникам, ломая стереотипы, находить решения, в свою очередь, давая возможность обобщать и распространять инновации по стране. Мы очень благодарны командам управленцев Самарской, Ярославской, Воронежской областей, с которыми прошли первые, самые трудные преобразования системного характера.

НСОТ
Введение НСОТ было связано с определенными проблемами – неготовностью административно-управленческого персонала и самих педагогов к формированию прозрачных и понятных (понятных детям, родителям, учителям) показателей результативности работы, риском «нечестного, несправедливого» распределения руководством стимулирующей части фонда оплаты труда и т.д. Но для решения этих проблем мы создали эффективную систему обучения, подготовки и повышения квалификации педагогов и администраторов образования, с участием общественности (представителей различных педагогических ассоциаций, управляющих советов) разработали критерии оценки деятельности учителей и руководителей образовательных учреждений.
Каждый учитель, каждый работник школы почувствовал, как не просто создавать карту собственных достижений, особенно трудным оказалось оценивать себя – через мнение родителей, детей, коллег. Тем не менее, введенный механизм стимулирования эффективной работы учителя стал реальным инструментом инновационности образования, расширения возможностей учителей достойно зарабатывать, реализовывать творческий потенциал, повышать ответственность за качество работы и собственное благосостояние. Сегодняшняя средняя зарплата учителя увеличилась к уровню средней зарплаты 2006 года почти в два раза. Доля стимулирующей части фонда оплаты труда в школах в целом по республике составляет 19,2% от общего фонда оплаты труда.

НПФ
Сегодня  в школах изучаются почти  все профили, создаются интегрированные сетевые образовательные программы по разным профилям, активно используются   дистанционные  технологии, сетевые  тьюторы. В образовательную  сеть, кроме  школы и  учреждений  профобразования,  включаются  учреждения   дополнительного образования, работодатели и местное  сообщество. С 2009 года  запущен новый  республиканский  проект «Эффективная  модель интеграции учреждений  образования  и работодателей  в целях  успешного  профессионального   самоопределения   обучающихся».
Введение нормативного-подушевого  финансирования (НПФ) позволяет директорам более эффективно решать вопросы планирования и ведения хозяйственной деятельности в условиях увеличения их ответственности за ее результат. С учётом достигнутых экономических и социальных эффектов мы на НПФ перевели учреждения начального профессионального образования (с 2006 г.), детские сады (с 2007 г.).
Постепенно формируется конкурентная среда между образовательными учреждениями, увеличивается их мотивация к повышению качества и доступности предоставляемых услуг. Плохо работать становится уже невыгодно. И именно так реализуется принцип «следования денег за учеником». К примеру, в г. Чебоксары в одном микрорайоне расположены две однотипные средние школы, имеющие одинаковую проектную  мощность. Однако в одной из них обучается 300 чел., а в другой – около 700. Ребята  и их родители выбирают ту школу, где лучше учителя, выше показатели ЕГЭ, организованы профильные классы и т.д.
Нормативное подушевое финансирование стало одним из эффективных регуляторов для формирования современной образовательной сети. За период с 2002 по 2008 годы различными формами реструктуризации охвачены около 400 школ (57,7%). Последовательная оптимизация сети школ способствует повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. Мероприятия по оптимизации сети школ позволили высвобождать ежегодно более 100 млн. руб. (в 2008 г. – 133,1 млн. руб.), которые направлялись на развитие базовых школ. В них сконцентрированы кадровые, финансовые, материальные ресурсы системы образования, что дало толчок становлению сетевого типа образования, профилизации старшей школы. (89,2 процента учащихся 10-11 классов охвачены профильным обучением по различным моделям, все учащиеся 9-х классов проходят предпрофильную подготовку). Следующим шагом по развитию сети будет перевод образовательных учреждений в автономные. В республике уже созданы автономные профессиональные училища и ссузы, учреждения дополнительного образования для детей, организована работа по переводу школ и детских садов.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ 
Успех модернизации, как и любого нового дела, кроется, прежде всего, в личности учителя, так как именно учитель – главное ключевое звено в системе образования, от качества его работы напрямую зависит конечный результат обучения и воспитания. Поэтому в Чувашии проведена значительная работа по формированию современного педагогического корпуса, по поддержке престижа учителя, стимулированию его труда (как материального, так и морального), модернизации повышения квалификации педагогов и т.д.
Ставка на лидеров (на лучших учителей, школ, вузов, учреждений НПО и СПО, регионов) позволила выявить новые эффективные образовательные практики, получить успешно действующие образцы нового качества образования и сделать их достоянием всего общества: педагогов, родителей, общественности. С 2006 года в конкурсных процедурах, проводимых в рамках нацпроекта, участвовало около 62 процентов школ и 10 процентов учителей. 99 школ и 446 учителей получили гранты и премии Президента России, 80 образовательных учреждений и 120 педагогов - гранты и премии Президента Чувашии. Республиканская система поддержки лидеров распространяется не только на школы, но и на детские сады, центры детского творчества, профессиональные училища.
В республике организована работа по распространению опыта лидеров образования среди педагогической общественности. На базе инновационных школ проходят мастер-классы для педагогов по различным темам, в межшкольных методических центрах организовано обучение педагогов современным образовательным технологиям, в 89 базовых школах (65 % от общего числа базовых школ) открыты педагогические мастерские лучших учителей.

СИСТЕМА  ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
За последние годы в республике проделана значительная работа по созданию системы независимой оценки качества образования: разработано, апробировано и внедрено в практику около 20 специальных исследований и процедур оценки качества разных секторов образования. Это дает возможность целенаправленно вести мониторинг качества образования, предоставляя информацию практически всем группам заинтересованных пользователей.
Чувашия активно участвует в международных исследованиях качества образования: PIRLS–2006, TIMSS–2007, TIMSS–2008, PISА –2009. Учащиеся 4-х классов в составе российской команды, возглавившей лидирующую группу стран, показали одни из высоких результатов в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS–2006). Хорошие достижения у нас и по качеству математического и естественнонаучного образования (TIMSS–2007, TIMSS–2008), в них 4-классники набрали в среднем 78,8 балла (по РФ – 63), 11-классники по физике – 51 балл (по РФ – 46), по математике – 64 балла (по РФ – 57).
В течение последних 9 лет мы активно осваивали один из видов внешней оценки качества – ЕГЭ для 11-классников и  с 2007 года – единые муниципальные экзамены для 9-х классов (ЕМЭ). Доля выпускников 2009 года, не сдавших ЕГЭ по двум обязательным предметам (русскому языку и математике) и не подтвердивших свое право получить аттестат зрелости (т.е. не преодолевших порога, не набравших минимального количества баллов) - 1,79 % (РФ – 2,2 %). Почти 80,0 процентов выпускников сдали три и более предмета в форме ЕГЭ. Считаем, что это свидетельствует о качестве подготовки ребят к внешней процедуре оценки, об их уверенности в своих знаниях.
Качество работы школ также подтверждается и результатами участия школьников в различных олимпиадах и конкурсах. Количество победителей и призеров международных, всероссийских предметных олимпиад ежегодно растет. Так, в 2009 году их стало 26 (в 2005 г. – 10). Недавно, Рособрнадзор опубликовал результаты анализа сдачи ЕГЭ по разным аспектам, в том числе соотношение участия во всероссийских олимпиадах с итогами ЕГЭ. Высокие результаты по ЕГЭ  коррелируются с участием наших школьников в олимпиадах.
Подчеркну, что работа с одаренными детьми для нас - стратегически важная задача. Последние годы мы целенаправленно создаем многоуровневую систему развития одаренных и талантливых детей и молодежи. Институт президентских стипендий, сеть инновационных образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов, курирование их ведущими учеными и педагогами республики, профильные смены в лагерях – все это обеспечивает равные условия для открытой конкуренции. На протяжении нескольких лет реализуется проект «Портфолио ученика», в рамках которого фиксируются индивидуальные достижения самых талантливых активных школьников, прослеживаются их дальнейшие образовательные траектории, информация (с согласия детей) передается учреждениям профессионального образования и работодателям.
В связи с ростом конкуренции на рынке образовательных услуг, в учреждениях образования республики начата работа по внедрению международных стандартов качества серии ИСО 9000, направленных на управление системно-процессным методом, создан консультационный центр по внедрению системы менеджмента качества (СМК) в учреждениях образования, сертификацию прошли Минобразования Чувашии, ряд органов управления образования муниципалитетов. 

КУРС  НА ОТКРЫТОСТЬ 
В области расширения государственно-общественного участия в управлении образованием мы имеем большой опыт. И, конечно же, ни ЕГЭ, ни реструктуризация сети образовательных учреждений не были бы возможны без участия общественности.
Участвуя в ПНПО и  КПМО, система образования республики продолжила курс на «открытость» и «прозрачность», который способствовал значительному росту информационной культуры участников образовательного процесса. Организовано широкое информирование населения через разные каналы, в том числе и электронные. Школы имеют обновляемые сайты, регулярно проводятся «дни общественной экспертизы», публичные отчеты по итогам работы размещаются в сети Интернет. Создание насыщенной информационно-образовательной среды, проведение Интернет-педсоветов, семинаров, дистанционных олимпиад, разнообразных конкурсов и др., появление электронных расписаний, журналов, интеграция домашних компьютеров детей и учителей в единую образовательную сеть позволили за последние годы втрое увеличить число активных пользователей сервисов Интернета.

РЕЗУЛЬТАТЫ
Образование – не та сфера, где сразу видна отдача, здесь результаты «отложенные», ведь даже значительные достижения  конкретного учащегося не гарантируют его успешность в ВУЗе или на профессиональном поприще. Для оценки результативности приходится использовать статистические показатели, динамику в рамках образовательного процесса: изменение доли участников (в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и др.) и победителей, доли успешно сдавших ЕМЭ или ЕГЭ, продолживших обучение в учреждениях профессионального образования, сравнение достижений сельских и городских школьников и др. Эта динамика у нас положительная, еще более высокую планку мы установили для себя в дальнейших проектах и программах.

ПЛАНЫ
Мы убедились еще раз, что комплексная модернизация образования требует от всех уровней власти, образовательных учреждений принципиальных, зачастую нетрадиционных решений в управлении всеми процессами. Но правильно определенные приоритеты, опора на экономические механизмы и гражданский заказ дают реальную возможность для инновационного развития образования и достижения системных эффектов.
Конечно же, мы продолжим все, что было наработано в рамках КПМО, планируем принять участие в новых федеральных проектах и программах, развивать новые направления. Так, включение в нацпроект развития  дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дало новый импульс реализации в республике российско-фламандских проектов «Дети и подростки с особыми образовательными потребностями», «ППМС-ЦСУ сопровождение». С 1 сентября мы начали обучение школьников на базе республиканских экспериментальных площадок «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции», для их эффективной работы закупили оборудование и программное обеспечение на общую сумму более 13,0 млн. рублей. Каждый ребенок имеет индивидуальное расписание уроков, сочетающее в себе уроки в режиме видеоконференции, учебные занятия и внеклассные мероприятия в школе, обучение на дому.
В целом же цели, задачи и планы на ближайшие десятилетия обозначены в Стратегии. Мы исходим из того, что  каждый ребёнок уникален и бесценен в этом мире и главная наша задача – создать максимально благоприятные условия для его развития, поэтому принципы индивидуализации, доступности, непрерывности являются важнейшими составляющими на всех этапах получения образования