Пять пишем, два в уме

Почти 80% старше­классников несколько часов в неделю допол­нительно занимаются с ре­петиторами. Лишь бы сдать ЕГЭ. «Родители последнюю корову продадут, а репети­тора ребенку наймут», — не без горечи признают наши педагоги.

А горечь от того, что шко­ла, как ее ни модернизируй и ни называй, на деле все еще не дотягивает в качестве образова­ния.- Иначе зачем после утоми­тельных уроков и факультативов ученик идет еще к индивиду­альному наставнику и решает те же самые задачи. Причем за деньги. В чем же загвоздка? Ка­кими критериями можно оце­нить это самое качество? И кто это будет делать? Сама система образования, которая едва ли может быть объективной к се­бе, или независимые эксперты? Своим мнением на этот счет по­делились недавцо чиновники, директора школ, представители вузов, местные организаторы ЕГЭ, студенты и родители, со­бравшиеся за «круглым столом» в Чувашском республиканском институте образования.

— Ни для кого не секрет, что «пятерка», поставленная учени­ку в одной школе, неравнознач­на «пятерке» в другой. Единый экзамен, наконец, дал возмож­ность хоть как-то оценить ка­чество нашего образования, — считает заместитель директора по научно-методической работе Центра новых образовательных технологий Марина Алякина. — До этого мы имели лишь стати­стическую информацию: сколько у нас школ, детей, каков процент поступления в вузы. И всё.

С ней согласен начальник управления по надзору и кон­тролю в сфере образования Ми­нобразования республики Ми­хаил Федотов. ЕГЭ — сегодня главный инструмент в оценке знаний учеников и работы учи­телей, считает он. Но срабаты­вает он лишь «на выходе» из школы. Системе образования необходима новая «хорда», то есть отвечающие времени еди­ные стандарты.

  Они позволят с первых дней учебы определить, какие условия должны быть созданы для детей, а также каким кон­кретно требованиям должен от­вечать процесс обучения, — по­ясняет Михаил Николаевич. Как уже писали «ЧН», первой на но­вые образовательные стандарты с 2010 года перейдет начальная школа.

Впрочем, даже чиновников не все устраивает в нынешнем ЕГЭ. В частности, Федотов считает, что нужно уходить от старой практики, когда на экзамене в качестве «контролеров» присут­ствовали педагоги.

  Сами обучают — сами же контролируют? О какой неза­висимости может идти речь? — удивляется он.—Я когда-то пре­подавал в школе математику и помню, как это иногда бывает.

Потому-то у вузов такое низкое доверие к результатам ЕГЭ, считает директор чебок­сарского лицея № 3 Ирина Полбенникова.

Необходимо создать такие условия, чтобы те, кто проводит госэкзамен, абсолютно не были «завязаны» на его результатах, сошлись во мнении участники «стола». Сегодня этот принцип соблюдается не в полной ме­ре. Ведь все «организаторы» и «проверяющие» ЕГЭ работают в системе образования. А они, как ни крути, заинтересованы в хороших показателях, с уче­том которых впоследствии рас­пределяются бюджетные деньги. Неслучайно во время всероссийского форума управленцев в сфере образования, прошед­шего недавно в Чебоксарах, глава Минобра России Андрей Фурсенко жестко высказался о «процентомании».

  В некоторых регионах ни одного победителя олимпиад, но зато куча высокобалльников. Можем мы верить этим резуль­татам?—отрезал министр, реко­мендовав коллегам не затушевы­вать впредь итоги ЕГЭ.

Выходит, единственный спо­соб обеспечить объективность результатов госэкзамена — по­ручить его проведение кому-нибудь извне. Но кому? Некому экспертному сообществу, неуве­ренно прозвучало за «круглым столом». Такой же туманный ответ был дан и на главный во­прос, собственно, и ставший по­водом встречи: кто должен оце­нивать качество образования?

  Это могут быть исследо­ватели, которыми двигает научный интерес, — попыталась придать более реальные черты «некому сообществу» дирек­тор Центра психолого-медико-социального   сопровождения «Содружество» Татьяна Удина. Допустим, но тогда напрашива­ется другой вопрос: кто будет оплачивать труд этих независи­мых исследователей? По мне­нию большинства участников дискуссии, потребители услуг. То есть работодатели и роди­тели. Первые заинтересованы в действительно квалифициро­ванных молодых специалистах, а не просто в выпускниках с красными   корочками.   Вто­рые—чтобы их дети поступали в престижные вузы без блата и репетиторов. Но как сделать так, чтобы эти две стороны вы­ступили единым спонсорским фронтом, не знают пока даже чиновники.