Почти 80% старшеклассников несколько часов в неделю дополнительно занимаются с репетиторами. Лишь бы сдать ЕГЭ. «Родители последнюю корову продадут, а репетитора ребенку наймут», — не без горечи признают наши педагоги.
А горечь от того, что школа, как ее ни модернизируй и ни называй, на деле все еще не дотягивает в качестве образования.- Иначе зачем после утомительных уроков и факультативов ученик идет еще к индивидуальному наставнику и решает те же самые задачи. Причем за деньги. В чем же загвоздка? Какими критериями можно оценить это самое качество? И кто это будет делать? Сама система образования, которая едва ли может быть объективной к себе, или независимые эксперты? Своим мнением на этот счет поделились недавцо чиновники, директора школ, представители вузов, местные организаторы ЕГЭ, студенты и родители, собравшиеся за «круглым столом» в Чувашском республиканском институте образования.
— Ни для кого не секрет, что «пятерка», поставленная ученику в одной школе, неравнозначна «пятерке» в другой. Единый экзамен, наконец, дал возможность хоть как-то оценить качество нашего образования, — считает заместитель директора по научно-методической работе Центра новых образовательных технологий Марина Алякина. — До этого мы имели лишь статистическую информацию: сколько у нас школ, детей, каков процент поступления в вузы. И всё.
С ней согласен начальник управления по надзору и контролю в сфере образования Минобразования республики Михаил Федотов. ЕГЭ — сегодня главный инструмент в оценке знаний учеников и работы учителей, считает он. Но срабатывает он лишь «на выходе» из школы. Системе образования необходима новая «хорда», то есть отвечающие времени единые стандарты.
— Они позволят с первых дней учебы определить, какие условия должны быть созданы для детей, а также каким конкретно требованиям должен отвечать процесс обучения, — поясняет Михаил Николаевич. Как уже писали «ЧН», первой на новые образовательные стандарты с 2010 года перейдет начальная школа.
Впрочем, даже чиновников не все устраивает в нынешнем ЕГЭ. В частности, Федотов считает, что нужно уходить от старой практики, когда на экзамене в качестве «контролеров» присутствовали педагоги.
— Сами обучают — сами же контролируют? О какой независимости может идти речь? — удивляется он.—Я когда-то преподавал в школе математику и помню, как это иногда бывает.
Потому-то у вузов такое низкое доверие к результатам ЕГЭ, считает директор чебоксарского лицея № 3 Ирина Полбенникова.
Необходимо создать такие условия, чтобы те, кто проводит госэкзамен, абсолютно не были «завязаны» на его результатах, сошлись во мнении участники «стола». Сегодня этот принцип соблюдается не в полной мере. Ведь все «организаторы» и «проверяющие» ЕГЭ работают в системе образования. А они, как ни крути, заинтересованы в хороших показателях, с учетом которых впоследствии распределяются бюджетные деньги. Неслучайно во время всероссийского форума управленцев в сфере образования, прошедшего недавно в Чебоксарах, глава Минобра России Андрей Фурсенко жестко высказался о «процентомании».
— В некоторых регионах ни одного победителя олимпиад, но зато куча высокобалльников. Можем мы верить этим результатам?—отрезал министр, рекомендовав коллегам не затушевывать впредь итоги ЕГЭ.
Выходит, единственный способ обеспечить объективность результатов госэкзамена — поручить его проведение кому-нибудь извне. Но кому? Некому экспертному сообществу, неуверенно прозвучало за «круглым столом». Такой же туманный ответ был дан и на главный вопрос, собственно, и ставший поводом встречи: кто должен оценивать качество образования?