19 ноября в Чебоксарах завершило работу Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования. В нем приняли участие Министр образования и науки России Андрей Фурсенко, Президент Чувашии Николай Федоров, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, руководители органов исполнительной власти 81 российского региона, осуществляющих управление в сфере образования, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, представители других федеральных и региональных СМИ.
Подводя итоги, глава Минобрнауки России отметил, что в ходе двухдневной работы в республике «было высказано несколько очень важных вещей, которые я услышал, общаясь с преподавателями школ и вузов. Эти предложения мы будем активно обсуждать в Министерстве». Андрей Фурсенко подчеркнул: «Полагаю необходимым, чтобы все материалы сегодняшнего совещания обсуждались педагогическим сообществом в Интернете. Развитие системы образования требует широкой дискуссии». И добавил: «Вторая важная тема – ответственность тех, кто учит и учится, за результаты учебы. Общество требует, чтобы качество образования было высоким. При этом, к сожалению, куда-то в сторону ушло понимание того, что для этого всем надо очень много работать. Считаю, что данный вопрос, поднятый лучшими педагогами Чувашии, особенно важен и требует совместного объективного обсуждения в рамках Года учителя с участием всех, кто определяет образовательную политику, кто заинтересован в высоком качестве образования – представителей вузов и работодателей».
Затем Андрей Фурсенко предоставил слово Президенту Чувашии - «руководителю региона, который сам заинтересованно занимается формированием образовательной политики, а не просто поддерживает эту сферу». «Уверен, что, ознакомившись с Интернет-дискуссией профессионально ответственного сообщества и увидев рациональные предложения специалистов, чиновники будут разрабатывать необходимые документы и принимать оптимальные решения. Такое обсуждение может и должно быть результативным и полезным для выработки эффективной образовательной политики в Российской Федерации», - отметил Николай Федоров.
В завершение Министр образования и науки России и глава Чувашии ответили на вопросы журналистов федеральных и республиканских СМИ. Делясь впечатлениями от увиденного во время двухдневного визита в республику, Андрей Фурсенко заметил: «Не удивило ничего. Потому что я уже ожидал хороших результатов. Порадовало многое... Очень хорошее впечатление произвело то, как решаются вопросы, связанные с развитием начального и среднего профессионального образования. Мне очень понравилась встреча в университете - ответственным подходом к тому, что происходит в образовании, и большим прогрессом научной работы. Чувашия была, остается и будет одним из лидеров образования России. Это не удивляет - это радует».
Комментируя выступление Президента Чувашии на пленарном заседании Всероссийского совещания, Андрей Фурсенко подчеркнул, что республика включилась в эксперимент по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» для того, «чтобы оценить ситуацию, связанные с ней риски и найти оптимальное решение. Это очень важная позиция. Если бы все регионы вели себя именно так, то я убежден, что все сложности и трудности мы бы преодолевали успешно».
Затронув вопросы развития системы детского дошкольного образования, в частности, содержательный аспект, Николай Федоров обратил внимание на «сложность темы, требующей деликатных и грамотных методологических подходов». Что же касается материальной стороны вопроса, то, как подчеркнул Президент, «программу строительства детских садов мы не свернули, а несколько отодвигаем - на полгода – год». Андрей Фурсенко, продолжив, выступил за «множественность форм в дошкольном образовании». Запланировано проведение всероссийского конкурса среди муниципалитетов на лучшую организацию дошкольной подготовки детей. «Благодаря этому мы сможем изучить передовые практики, самые успешные примеры того, как ребят в этом возрасте воспитывают. Согласен на сто процентов с Николаем Васильевичем: будет принципиально неверно и вредно для здоровья наших маленьких граждан, если мы возьмем и сдвинем традиционно школьное образование на более ранний возраст».
В числе первоочередных задач в сфере образования Министр назвал доработку и принятие нового положения об аттестации, чтобы у педагогов «появилась мощная дополнительная мотивация к самосовершенствованию»: «Аттестация – не самоцель, а инструмент повышения качества образования. Такие подходы реализуются в регионах, в том числе и в Чувашии».
Президент Николай Федоров по просьбе представителей федеральных СМИ высказал свои взгляды на процесс придания школам статуса автономных образовательных учреждений: «Это дополнительный механизм стимулирования более качественного образования и большей самостоятельности во всех отношениях – и в финансовом, и организационном. Будут созданы здоровые условия для справедливой конкуренции учебных заведений».
На портале органов власти Чувашской Республики при поддержке видеокомпании ЮТВ осуществлялась Интернет-трансляция Всероссийского совещания.